Интернет партия России. Официальный сайт
Вместе Мы можем
улучшить жизнь в России
Поддержать поданные
Общественные инициативы
собрать 100 тыс. подписей
       

Интернет
партия
России


Причины подорожания бензина, и как в таких условиях снизить стоимость бензина в России

Под редактирована 2.07.2018 г.

На предложение из данной статьи была подана Общественная инициатива № 26Ф46630 , голосование в поддержку возможно до 24.08.2019 г.

Текущий результат голосования на 10.09.18 г.:

За инициативу подано: 1000 голосов

Против инициативы подано: 36 голосов

Рост цен на бензин

Вначале, коротко об основных причинах, взаимосвязанных факторах, которые ведут к подорожанию бензина внутри России.

Это реализуемый Правительством РФ, "Налоговый манёвр" по уменьшению экспортных пошлин и увеличению ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Экспортная пошлина в нефтяной отрасли может быть обнулена к 2024 году. Параллельно будет введен отрицательный акциз на нефть для компаний, причем для некоторых он будет дифференцирован в зависимости от удаленности НПЗ. По оценкам правительства, от завершения налогового маневра дополнительный доход бюджета составит 1,3-1,6 триллиона рублей за 6 лет. https://rg.ru/2018/06/21/pravitelstvo-odobrilo-zavershenie-nalogovogo-manevra-v-neftianoj-otrasli.html

Ввероятно, повышение ставок затронит ещё и новый налог на дополнительный доход (НДД) при добыче нефти, который планируют ввести с 1 января 2019 г., для 4 групп учатков недр вместо налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) http://www.interfax.ru/business/619832.

Только вот, налоговая нагрузка в конечном итоге ложится на автомобилистов покупающих дорогой бензин на АЗС, и на граждан оплачивающих повышенные суммы в счетах за услуги ЖКХ и подорожавшие от инфляции продукты, вещи, другие потребительские товары и услуги.

Данное поэтапное увеличение цен (тарифов), планово продолжится до 2024 года.

Следующая причина, это ежегодное плановое повышение ставки акциза на бензин и дизельное топливо с 2018 по 2020 годы. Так в 2018 году, планировалось дважды повысить акциз.

Первый этап. Ставки акциза на бензин пятого класса и дизельное топливо в России с 1 января 2018 года были повышены, в результате чего их рост достиг 10,7% и 12,7% соответственно. Акциз на бензин пятого класса с 1 января вырос до 11 213 рублей за тонну с 10 130 рублей в прошлом году, а на дизельное топливо — до 7 665 рублей за тонну с 6 800 рублей https://ria.ru/economy/20180101/1512049895.html

Второй этап повышения планировался с 1 июля 2018 года. С 1 июля ставки акциза на бензин пятого класса должны были повысятся до 11 892 рублей за тонну, а на дизельное топливо — до 8 258 рублей за тонну.

Но, из-за возникщего резкого роста цен на бензин, плановое повышение акцизов с 1 июля 2018 году пообещали не только отменить, но и дополнительно временно снизить акцизы.

Вероятно, большее повышение акцизов на бензин и дизельное топливо будет перенесено на последующие годы.

Если посчитать в годовом выражении, то за весь 2018 год ставки акциза власть хотела повысить на бензин 5 класса, на 17,4% (11892*100/10130=117,4% - 100%=17,4%), на дизельное топливо, на 21,4% (8258*100/6800=121,4% - 100%=21,4%).

Это в 4 раза (и 5 раз) больше прогнозируемой инфляции в 4% в 2018 году.

Банк России изменил прогноз инфляции в России на 2018 год до 3-4% с 3,5-4%. Об этом заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции.
"На конец этого года, по нашему прогнозу, инфляция может составить от 3% до 4% и будет находиться вблизи 4% в 2019 году", - сказала глава ЦБ. http://tass.ru/ekonomika/5060233

Получаемые доходы в бюджет от повышенного НДПИ, как и доходы в Дорожные фонды от установленных высоких акцизов на бензин, власть так и не научилась эффективно вкладывать в развитие экономики, в строительство и качественный ремонт дорожной инфраструктуры страны. Огромные денежные средства уходят "в карман" разным коррупционерам. А на оставшиеся деньги подрядчики делают "халтурную" работу, сокращая срок службы объектов (автодорог) до следующего капитального ремонта.

Необходимость обнуления экспортных пошлин (помимо желания увеличить налоговые поступление в бюджет) связана ещё с выполнением требованием стран - членов ВТО, к России, отменить экспортные пошлины на нефть (газ, дерево и т.д.), так как в этом, они видят механизм субсидирования внутрироссийских потребителей (производителей), что не соответствует соглашениям ВТО.

Так, согласно условия из "Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947". Статьи XVIII "Правительственная помощь экономическому развитию", - что.., прежде чем оказать правительственную помощь промышленности, придётся договариваться с заинтересованными участниками ВТО, чтобы интересы других договаривающихся сторон были защищены* в достаточной степени. (*-в пояснении, это означает предоставление взамен компенсационных уступок).

За субсидирование внутрироссийских производителей посредством низких цен энергоносители, с России, страны - участники ВТО, могут взамен потребовать, предоставить им компенсационные уступки (к примеру, снижение импортных пошлин, на ввозимые товары).

Поэтому, Правительство поэтапно уменьшает (с планируемой последующей отменой) экспортные пошлины на экспортируемые энергоносители.

Так же не стоит забывать про ещё одно условие ВТО, это выравнивание внутренних цен на энергоносители с ценами на энергоносители в странах ВТО.

Действующея российская власть, не изъявляет желание выходить из ВТО, даже не смотря на вводимые санкции в отношении российского бизнеса.

В июле 2017г., президент РФ В. Путин на пресс-конференции саммита Группы двадцати G20 в Гамбурге сказал: «Мы выступаем за снятие всяких ограничений, за свободу торговли, за то, чтобы работать в рамках правил ВТО».

Далее. Ещё одним фактором отложенного повышения стоимости бензина внутри России (после президентских выборов весной 2018 г.), стало более высокая стоимость бензина в Европе, в сравнении с внутрироссийскими ценами на бензин.

Поэтому нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать бензин в Европу, нежели продавать его внутри страны. Тем более, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ограничивается лишь предупреждением нефтяным компаниям о необходимости соблюдать нормы продажи бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, нарушение которых привело к созданию дефицита бензина на бирже. А так же выполнять четырёхстороннее соглашение, заключённое в 2011году, между ведомством (ФАС), нефтяники, Ростехнадзором и Росстандартом.

Нефтекомпании взяли на себя обязательства по модернизации НПЗ и объемам поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин заявил “Ъ”, что служба «крайне отрицательно» относится к невыполнению четырехсторонних соглашений и «недавно ряду компаний были направлены напоминания о необходимости отгрузки на внутренний рынок 20% от произведенных светлых нефтепродуктов». https://www.kommersant.ru/doc/3643144

«Из-за изменившихся макроэкономических, ценовых и налоговых условий темпы инвестирования в модернизацию замедлились»,— подтвердили “Ъ” в ведомстве, добавив, что в отрасли нет «понимания долгосрочной системы налогового и таможенного регулирования», а рентабельность инвестиций низкая. Среди НПЗ крупных нефтекомпаний по выходу светлых нефтепродуктов, по данным Минэнерго, лидируют ТАНЕКО «Татнефти» (86,1%), Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа (75,8%), Омский НПЗ «Газпром нефти» (72,6%). Наилучший показатель среди заводов «Роснефти» у НПЗ Уфимской группы (65,1%), которыми владеет «Башнефть» (в 2016 году ее контрольный пакет купила «Роснефть»), и Комсомольского НПЗ (64%).
Средняя глубина переработки по РФ — 62%.

Из этого следует, в Правительстве (как и в Госдуме) довольно сильно лоббируются интересы нефтяных компаний. Мало того, что им создали комфортные условия по четырехсторонниму соглашению, не преследующие жёстких санкций за невыполнение подписанных обязательств, так и назначали им малую 20% ставку объёма поставок нефтепродуктов на внутренний рынок от произведенных светлых нефтепродуктов.

Теперь о решении вопроса, как создать условия для реального снижения стоимость бензина в России, в условиях существующих препятствующих факторов. От которых Правительство не откажется (от повышенного НДПИ взамен экспортных пошлин и от высоких акцизов на бензин и дизельное топливо). Так, Правительству проще изыскать ("за счёт изъятия денег у народа") денежные средства, необходимые на исполнение президентских указов, данных в послании Федеральному собранию в 2018 году, требующие большие финансовые расходы из бюджета ("с очевидными растратами на коррупционную составляющую").

К примеру, цитаты из послания Федеральному собранию в 2018 году
«в предстоящие 6 лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников.»
«В 2019–2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП. Но стремиться нужно, безусловно, к 5%. В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое.»

Стоит вспомнить, что раньше (до введения налогового манёвра), низкая цена на бензин на российских АЗС, компенсировалась получением повышенных налоговых доходов от экспорта нефти.

Хоть, экспортные пошлины на нефть в будущем планово обнулят, но экспорт нефти по-прежнему останется, чего вполне достаточно, чтобы создать новое условие, способствующее компенсировать недостающую прибыль с экспорта нефти.

Просто надо привязать туже ставку в 20% объёма поставок на внутренний рынок (в последствие, продажи на АЗС) произведённого отдельно бензина и отдельно дизельного топлива, к объёмам экспорта нефти в соотношении 1 к 5 (а не произведённым нефтепродуктам как установлено сейчас).

И ввести (вместо планируемого повышения акцизов на бензин) повышенную ставку НДС (НДД) или налога на прибыль получаемой с той части экспортируемой нефти превышающей установленное соотношение объёма (1 к 5).

Для информации. По данным Министерства энергетики РФ.

В 2017 г. суммарный объем вывоза российской нефти с таможенной территории Российской Федерации составил 257,0 млн. т, увеличившись по отношению к 2016 г. на +2,8 млн т (+1,1 %). https://minenergo.gov.ru/node/1210

При этом. За 2017 г. на внутренний рынок страны поставлено:
автомобильных бензинов — 35,2 млн т (+0,9 % к 2016 г.);
дизельного топлива — 33,1 млн т (+1,8 %, или +0,6 млн т к 2016 г.),
авиационного керосина — 9,7 млн т (+7,9 %, или +0,8 млн т к 2016 г.);
мазута топочного — 10,3 млн т (–17,6 %, или –2,2 млн т). https://minenergo.gov.ru/node/1213

Соотношения 1 к 5 (или 20%) более чем достаточно, чтобы на внутреннем рынке России возник избыток предложения бензина и дизельного топлива.
35,2 млн.т.*5=176 млн.т., что меньше 257,0 млн.т. экспортируемой нефти
33,1 млн.т.*5=165,5 млн.т., что также меньше 257,0 млн.т. экспортируемой нефти

Причём государство ещё получит доход от части экспортируемой нефти, за счёт уплаты повышенного НДС (или НДД) от продажи её. Что позволит компенсировать недостачу денежных поступлений в бюджет, которая произошла из-за временного "вынужденного" отказа от повышения акцизов на бензин и дизельное топливо. А так же, в последующие годы частично отказаться от запланированного повышения акцизов на бензин и дизтопливо.

Привязка объёмов продаваемого бензина (дизтоплива) к объёмам экспортируемой нефти, создаст для нефтяных компаний финансовый стимул. А именно, при реализации в достаточном объёме бензина и дизельного топлива внутри России (на российских АЗС), даже по более низкой цене, это будет компенсироваться освобождением от уплаты повышенного НДС (или НДД) с части экспортируемой нефти.

Ещё, для нефтяных компаний появится дополнительный стимул по модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), внедрение установок для глубокой переработкой нефти, позволяющих снизить себестоимость нефтепродуктов при сохранении их качества и даже его улучшения (с целью повышения потребительского спроса на бензин, дизельное топливо).

Для государства и российского общества, от этого будет польза, не только в снижении стоимости бензина на АЗС, но и в значительном увеличении экспорта нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и т.д.) в зарубежные страны. Что в отличие от экспорта нефти, обеспечит больше рабочих мест внутри страны, а следовательно больший объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Источник: http://олег-бегов.рф/benzin.html

Обсудить проблему повышения стоимости бензина в России и возможные пути снижения цены на бензин, высказать мнение, предложить свой подход к решению проблемы, можно используя аккаунты социальных сетей или в режиме Гостя (Анонимно).