Интернет партия России. Официальный сайт
Вместе Мы можем
улучшить жизнь в России
Поддержать поданные
Общественные инициативы
собрать 100 тыс. подписей
       

Интернет
партия
России


Введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ в России, с положительным эффектом (результатом)

Под редактирована 14.07.2018 г.

Одним из основных пунктов, любой социалистической партии, является требование: «Введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ (Налога на доходы физических лиц). Предполагающее, снижение или отмену налога для рабочих с низкими заработными платами, и увеличения НДФЛ для богатых, получающих большие зарплаты (доходы)».

Но…, реализация введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, в таком упрощённом виде, будет иметь недостатки (отрицательные результаты), которые сведут на "нет", данное решение ("благое пожелание").

Так как работодатели, уплату большего НДФЛ со своих заработных плат, компенсируют уменьшением размера заработных плат рабочим и служащим, работающих у них. Тем самым, увеличивая долю рабочих с низкой зарплатой.

Далее, часть работодателей попытаются, каким либо образом скрыть (увести в нень) часть своих доходов от уплаты налога, тем самым уменьшая поступления в региональные бюджеты. (Хотя с развитием интеллектуальных технологий, бизнесу стало сложнее скрывать свою прибыль от налоговых органов.)

В свою очередь власть, недостачу поступления в бюджет от уплаты НДФЛ, компенсирует разгоном инфляции и пониженной компенсацией заработных плат бюджетникам и пенсий пенсионерам. Для остальных граждан, большая инфляция "съест" часть накоплений, а для бизнеса станут недоступны кредиты.

В итоге, через несколько лет, рабочие и служащие с низкими заработными платами, будут получать, так же мало денег, как и сейчас.

В случае, полной отмены для них, уплаты НДФЛ, то они ещё лишаться ряда социальных вычетов (льгот по налогу) на детей, на покупку жилья, медицину и образование.

Поэтому, введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, должно быть реализовано грамотным образом, исключающим недостатки (возможные отрицательные последствия).

Прежде чем, приступить к описанию способов реализации, стоило бы, ради интереса, посчитать, насколько необходимо увеличить НДФЛ на большие зарплаты, чтобы полностью отменить уплату НДФЛ на заработные платы, размером до 2-х и до 3-х МРОТ.

Для чего воспользуемся опубликованными данными Росстата: "Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы". (На момент расчётов, были доступны данные за апрель 2017 года.)

Посчитаем долю работников получающих низкую заработную плату до 2-х и до 3-х МРОТ (МРОТ в апреле 2017 г составлял 7500 руб).
Заработная плата в размере 2-х МРОТ составит 15000 руб (7500*2=15000руб), но для удобства придётся вычислять до 15400 руб
Их доля составляет 19% (1,8+2,9+3,2+3,6+3,7+3,8=19%)
Заработная плата в размере 3-х МРОТ составит 22 500 руб (7500*3=22500руб), но для удобства придётся вычислять до 25000 руб
Их доля составляет 43% (1,8+2,9+3,2+3,6+3,7+3,8+4,1+4,2+7,9+7,8=43%)

Рассчитаем, среднюю заработную плату, с учётом удельного веса численности работников.
Вначале необходимо перемножить удельный вес численности работников (%) на среднюю заработную плату для каждого диапазона назначаемых заработных плат)
1,8%*6341,3руб=11414,34 руб (заработная плата до 7500,0 руб)
2,9%*8252,1=23931,09 руб (заработная плата от 7500,1 руб до 9000,0 руб)
3,2%*9852,1=31526,72 (заработная плата от 9000,1 руб до 10600,0 руб)
3,6%*11430,1=41148,36 (заработная плата от 10600,1 руб до 12200,0 руб)
3,7%*13037,9=48240,23 (заработная плата от 12200,1 руб до 13800,0 руб)
3,8%*14617,8=55547,64 (заработная плата от 13800,1 руб до 15400,0 руб)
4,1%*16234,1=66559,81 (заработная плата от 15400,1 руб до 17000,0 руб)
4,2%*17816,2=74827,2 (заработная плата от 17000,1 руб до 18600,0 руб)
7,9%*20199,9=159579,21 (заработная плата от 18600,1 руб до 21800,0 руб)
7,8%*23399,4=182515,32 (заработная плата от 21800,1 руб до 25000,0 руб)


Далее суммировать и разделить на общую процентную долю.

Тогда получаем среднюю заработную плату для низких зарплат (до 2х МРОТ) равную 11148 руб (11414,34+23931,09+31526,72+41148,36+48240,23+55547,64) /19%=11147,8 руб)

13% НДФЛ с неё, будет равен 1449 руб (11147,8/100*13=1449 руб)

А так же, получаем среднюю заработную плату для зарплат до 3х МРОТ, равную 16170 руб ((11414,34+23931,09+31526,72+41148,36+48240,23+55547,64+66559,81+74827,2+159579,21+182515,32)/43%=16169,5 руб)

13% НДФЛ с неё, будет равен 2102 руб (16170/100*13=2102 руб)

Теперь, посчитаем долю работников получающих большую заработную плату, превышаю предельную базу для начисления страховых взносов 73000 руб в месяц (В 2017 году предельная база для начисления страховых взносов составляет 876 тыс.руб / 12мес=73000 руб). Для удобства будет братся зарплата начинающаяся с диапазона от 75000 руб
Доля работников получающих большую заработную плату составляет 8,432% (4,3+4,0+0,4+0,1+0,032)=8,432
При этом средняя заработная плата составляет 143053 руб
4,3%*85838,5=369105,55 руб (заработная плата от 75000,1 руб до 100000,0 руб)
4,0%*140534,9=562139,6 (заработная плата от 100000,1 руб до 250000,0 руб)
0,4%*332399,4=132959,76 (заработная плата от 250000,1 руб до 500000,0 руб)
0,1%*665754,3=66575,43 (заработная плата от 500000,1 руб до 1000000,0 руб)
0,032%*2357581,9=75442,62 (заработная плата свыше 1000000,0 руб)
(369105,55+562139,6+132959,76+66575,43+75442,62)/8,432=143053 руб


Но так как, предполагаемый повышенный НДФЛ, будет взиматься только с суммы превышающей предельную базу для начисления страховых взносов, то необходимо пересчитать среднюю заработную плату, за вычетом суммы не превышающей предельную базу для начисления страховых взносов - 73000 руб в месяц.
Тогда средняя заработная плата составит только 66590 руб
4,3%*(85838,5-73000)=55205,55 руб (заработная плата от 75000,1 руб до 100000,0 руб)
4,0%*(140534,9-73000)=270139,6 (заработная плата от 100000,1 руб до 250000,0 руб)
0,4%*(332399,4-73000)=103759,76 (заработная плата от 250000,1 руб до 500000,0 руб)
0,1%*(665754,3-73000)=59275,43 (заработная плата от 500000,1 руб до 1000000,0 руб)
0,032%*(2357581,9-73000)=73106,62 (заработная плата свыше 1000000,0 руб)
(55205,55+270139,6+103759,76+59275,43+73106,62)/8,432=66590 руб

13% НДФЛ с неё будет равен 8656,7 руб (66590руб/100*13=8656,7 руб)

Доля работников получающих заработную плату размером до 2-х МРОТ, превышает долю тех, кто получает большую зарплату в 2,25 раза (19%/8,432%=2,25 раза). Или можно сказать, что на одну большую заработную плату приходится немного больше 2-х низких заработных плат.

Необходимо средний размер НДФЛ с низких зарплат до 2-х МРОТ, умножить на коэффициент 2,25

Получим среднюю денежную сумму НДФЛ, равную 3260 руб (1449руб*2,25=3260,25 руб), которую необходимо удержать со средней большой зарплаты.

Её значение в процентах, для большой зарплаты, составит около 5% (3260,25руб*13%/8656,7руб=4,9%)

Выходит, что теоретически увеличение на 5% НДФЛ на большие заработные платы, позволило бы полностью отменить НДФЛ на низкие зарплаты размером до 2-х МРОТ.

Доля работников получающих заработную плату размером до 3-х МРОТ, превышает долю тех, кто получает большую зарплату в 5 раза (43%/8,432%=5,1 раза). Или можно сказать, что на одну большую заработную плату приходится 5 низких заработных плат.

Необходимо средний размер НДФЛ с низких зарплат умножить на коэффициент 5

Получим среднюю денежную сумму НДФЛ, равную 10510 руб (2102руб*5=10510 руб), которую необходимо удержать со средней большой зарплаты.

Её значение в процентах, для большой зарплаты, составит около 16% (10510руб*13%/8656,7руб=15,8%)

Выходит, что теоретически увеличение на 16% НДФЛ на большие заработные платы, позволило бы полностью отменить НДФЛ на зарплаты размером до 3-х МРОТ.

Но это только теоретически, потому что данные Росстата охватывали только 27% от всех организаций (с численностью рабочих в 27 млн.человек), без учёта субъектов малого предпринимательства.

Важно ещё знать, что за счёт НДФЛ формируется большая часть региональных бюджетов, из которых выплачиваются зарплаты учителям, врачам. (Правда, к сожалению, работники образования и медицины не особо стремятся оказывать качественно свои бесплатные услуги.)

К сведению, из опубликованных данных Росстата "Россия в цифрах 2018 год"
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет РФ в 2017 году, составили:
всего - 31046,7 млр.руб.
из него:
НДФЛ – 3252,3 млр.руб.
Налог на прибыль организации - 3290,1 млр.руб.
НДС (налог на добавленную стоимость):
- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - 3070,2 млр.руб.
- на товары, ввозимые на территорию РФ - 2067,4 млр.руб. (к слову об импортозамещении, оно явно в России не наблюдается)
Налог на имущество – 1250,5 млр.руб.


Поэтому уменьшение (или отмена) НДФЛ на низкие зарплаты будет всегда сопряжена с риском недополучения денежных поступлений бюджет. Поэтому власть и отказывается уменьшать НДФЛ на низкие зарплаты.

Теперь, собственно описание грамотного способа реализации введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ.

Первое.

Предоставить работникам и служащим, получающим низкую заработную плату, размером до 3-х МРОТ, возможность уменьшить до 6% налогово-социальную нагрузку на свою заработную плату.

Для чего, на заработные платы до 3-х МРОТ, преобразовать 4% НДФЛ (снизив его с 13% до 9%) во взносы на обязательное медицинское страхование (увеличив их с 5,1% до 9,1%).

И ввести, на заработные платы до 3-х МРОТ, льготный пониженный страховой взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), зависящий от состояния здоровья работника (поддержание его в хорошем состоянии), с возможностью уменьшения его с 9,1% до 3,1%.

При этом часть денег с суммы взноса не уплачивается в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а начисляется к зарплате этого рабочего.

Так, если у человек (рабочий) не курит – страховой взнос снижается на 1,5%, если не злоупотребляет спиртным – ещё 1,5%, нет избыточного веса тоже – 1,5%. Дополнительно - 1,5%, для компенсации стоимости посещения платных занятий спортом в спортивных секциях (клубах, фитнес залах, спортзалах и т.п.), либо за сдачу физических нормативов ГТО.

Состояние здоровья граждан определяется при очередной диспансеризации (медицинском обследовании для рабочих профессий).

В этом случае, государство не просто уменьшает налогово-социальную нагрузку на рабочих, а вкладывает деньги в сохранение своего здоровья самими гражданами. Тем самым в будущем уменьшая количество больных (к примеру, больных сахарным диабетом, раком) и расходы на их лечение. Вдобавок, уменьшится экономический ущерб России от алкоголизма, он, ещё в 2008 году оценивался в 1 трлн. 700 млрд. руб. - http://www.oprf.ru/documents/498/1850/newsitem/18280

Подобный льготный пониженный страховой взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), зависящий от состояния здоровья работника (поддержание его в хорошем состоянии), с возможностью уменьшения его с 5,1% до 3,1%, необходимо также ввести на остальные заработные платы, не превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов.

Конечно, введение льготного пониженного страхового взноса в ФОМС, вначале повлечёт уменьшение денежных поступлений в мед.фонд.

Поэтому, можно на оборот (вместо уменьшения) увеличить размер страхового взноса для работающего гражданина, на – 0,5%, если его ребёнок (в возрасте школьника) имеет избыточный вес (который может привезти к чрезмерной полноте, и связанные с этим проблемы со здоровьем). Ещё, на – 0,5%, если у ребёнка - школьника неудовлетворительное поведение, своим плохим поведением он, причиняет психологическое расстройство (наносит психологические травмы) окружающим его школьникам и учителям.

Вполне справедливо, наказывать таких родителей, кто неправильно кормит своих детей, и не занимается их воспитанием.

Дальнейшее уменьшение налогово-социальной нагрузки для рабочих и служащих с низкой заработной платой, необходимо делать дифференцированно, чтобы не вызвать более серьёзную недостачу доходов в консолидированный бюджет (по крайней мере до того времени, когда начнётся положительной динамики сокращения расходов на лечение больных и снижения вреда от алкоголизма).

Для работающих родителей получающие небольшие заработные платы стоит увеличить социальные вычеты на детей.

Для работающих пенсионеров получающие небольшие заработные платы до 2х МРОТ, необходимо уменьшить НДФЛ, а для студентов (обучающихся по очночной форме обучения) вообще отменить НДФЛ, чтобы заинтересовать работодателей в приёме их на работу.

Для студентов, это поможет получить необходимый опыт работы по профессии.

Для работающих пенсионеров снижение размера ставки НДФЛ (или её отмена) не страшно, так как они уже не смогут воспользоваться основными социальными вычетами. По причине того, что их дети стали взрослыми (не учатся), а в оформлении ипотечного кредита, им откажут банки.

Зато, заинтересует работодателей в найме на работу пенсионеров, на низкооплачиваемые профессии, на которые молодёжь не хочет идти работать, либо на работы, где используется дешёвый труд гастарбайтеров.

Второе.

Вывод из фонда заработной платы, заработные платы (превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов) работодателей и их заместителей, топ-менеджеров, иных начальников и руководителей, осуществляющих руководство или контроль над деятельностью подчинённых рабочих (служащих). То есть, заработные платы, доплаты и премии, которые превысили установленную базу, тех…, кто не осуществляет непосредственное выполнение работ, оказание услуг.

Для этого Министерство труда и социальной защиты РФ совместно Профсоюзными комитетами, должны установить минимальный уровень фонда оплаты труда, для каждой отрасли, сферы экономической деятельности. Из которого, запрещено производить отчисления на заработные платы (превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов) выше перечисленным лицам.

Работодатели должны формировать дополнительный фонд оплаты труда, из которого производятся выплата заработной платы (доплаты, надбавки, премии и т.д.), превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов, себе и остальному руководству (менеджменту).

Благодаря этому, заработная плата рабочих и служащих будет защищена, от попыток работодателей (руководства и менеджмента) компенсировать не дополучение прибыли (связанной, прежде всего с неэффективностью работы руководства), за счёт урезания заработных плат рабочим и служащим, а не себе.

Третье.

Привязать размер зарплат работодателей (руководителей) к размерам зарплат подчинённых. И для работодателей, наиболее жадных на заработную плату подчинённым рабочим (сотрудникам), установить повышенную ставку НДФЛ.

Для чего сделать ставку НДФЛ для работодателей и их заместителей (топ-менеджеров, иных начальников и руководителей), осуществляющих руководство или контроль над деятельностью подчинённых рабочих (служащих), линейно зависящей от количества подчинённых (контролируемых) рабочих (служащих) и установленного соотношения в размере заработных плат между руководителями и подчинёнными.

В зависимости от того, какая часть подчинённых (контролируемых) рабочих и служащих (к общему числу подчинённых) получает значительно меньшую заработную плату (выходящую за пределы установленного соотношения), в сравнении с зарплатой руководителя. Определяется размер повышенной ставки НДФЛ на соответствующую часть заработной платы руководителя (превышающую установленное соотношение в размере заработных плат с подчинёнными).

Устанавливаемое соотношение в размере заработной платы, определяется для разных рабочих специальностей (профессий), с учётом сферы деятельности и размера бизнеса (производства с привязкой к численности сотрудников (рабочих), деятельностью которых руководит (контролирует) должностное лицо), а так же с учётом размера прожиточного минимума в регионах (или размера МРОТ в регионе).

Благодаря этому, удастся "заинтересовать" работодателя повышать заработные платы всем рабочим, особенно работающим на периферии. А так же сделает невыгодным для работодателей, выплачивать рабочим часть зарплаты "в конверте".

Сейчас, с развитием интеллектуальных технологий, расширяющих возможности по учёту и контролю за движением товара (производственных расходов, получение прибыли от продажи товаров и предоставлении услуг). (Взять хотябы тот же переход бизнеса на онлайн кассы в России.) Бизнесу стало сложнее скрывать свою прибыль от налоговых органов. В недалёком будущем, увести в тень получаемую прибыль (как и свою зарплату), бизнесу (работодателям) будет ещё труднее.

Четвёртое.

В качестве наиболее эффективной альтернативы повышения подоходного налога (налога на доходы физических лиц - НДФЛ) для богатых, получающих большие зарплаты (доходы). Достаточно только уравнять систему уплаты страховых взносов с заработной платы размером свыше установленной за год предельной базы для исчисления страховых взносов (с которых сейчас, отменяется исчисление взносов на обязательное социальное страхование в ФСС, и устанавливается пониженная ставка страховых взносов в 10% (вместо 22%) на обязательное пенсионное страхование), с заработными платами простых рабочих (служащих), на которые сейчас не предусмотрена отмена (или снижение размера) уплаты страховых взносов.

Для чего. На большие зарплаты (размером свыше установленной за год предельной величины базы для исчисления страховых взносов), отменённая ставка 2,9 % взносов фонд социального страхования (ФСС), конвертируется в во взносы на солидарную часть трудовой пенсии.

Дополнительно, вводится 12% ставка взносов на солидарную часть страховых взносов в Пенсионный фонд (доходы от которой распределяются равномерно между всеми пенсионерами). Что позволит значительно уменьшить дефицит Пенсионного фонда.

А, установленная сейчас 10% ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с данных высоких заработных плат, трансформируется во взносы на накопительную часть пенсии. С возможностью, более расширенного их инвестиционного вложения (включая индивидуальные банковские пенсионные вклады). Что, в некоторой степени, финансово заинтересует граждан, получающих большую зарплату (размером свыше установленной за год предельной базы для исчисления страховых взносов), не уводить её в тень.

Для государства, это будет также выгодно, экономика получит длинные кредиты (со средств от взносов на накопительную часть пенсии).

На будущее, если удастся преодолеть кризис Пенсионной системы (избежать повышение пенсионного возраста), часть страховых взносов уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование с больших заработных плат, доходов (свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов), стоило бы преобразовать в НДФЛ зарплаты (доходы) работодателям (их заместителей, топ-менеджеров и т.д.), выплачиваемых не из основного фонда заработной платы рабочим и служащим.

Причём, желательно, преобразовать в отдельный НДФЛ на экологию, на который бы не распространялись какие либо социальные вычеты.

Доходы от НДФЛ в экологию, должны вкладываться в строительство очистных сооружений, строительство новых предприятий использующих вторичное сырьё (промышленные и бытовые отходы).

В итоге, дополнительно получим, более чистую окружающую среду (воздух, воду), снизим заболевания граждан. От данного налога в определённой степени выиграют все и богатые и бедные.

Источник: http://олег-бегов.рф/ndfl.html