Интернет партия России
Вместе Мы можем
улучшить жизнь в России
Поддержать поданные
Общественные инициативы
собрать 100 тыс. подписей
       

Интернет
партия
России


Как снизить сырьевую зависимость экономики России. Помочь слезть российскому бюджету с сырьевой иглы, на примере нефти, с последующим снижением стоимости бензина на российских АЗС

Под редактирована 15.11.2021 г.

Рост цен на бензин

В начале некоторые новости, помогающие лучше разобраться в причинах неуклонного повышения цен на бензин для россиян в богатой недрами России.

МОСКВА, 12.05.2020г. /ТАСС/. Минэнерго РФ предлагает запретить импорт дешевого бензина на шестимесячный срок для поддержки российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Об этом сообщил министр энергетики РФ Александр Новак в интервью программе "Воскресный Вечер" на телеканале "Россия-1". "Это антикризисная мера, она предлагается на шесть месяцев. И это вынужденная мера, поскольку она не совсем рыночная, но многие страны в настоящее время прибегают к такой мере.
https://tass.ru/ekonomika/8224903

Так что, россиянам не стоит надеяться на снижения стоимости бензина на автозаправках. Несмотря на то, что Россия добывает и экспортирует огромное количество нефти, своим гражданам бензин продаётся за дорого, раз он оказывается выходит дороже дешёвого импортного бензина.

Тем более, что сейчас по действующему депферу, после падения цен на нефть, с текущих внутренних цен на бензин и дизельное топливо в государственный бюджет поступят дополнительные выплаты с нефтяных компаний. Поэтому Правительству невыгодно сейчас снижать цену на ГСМ внутри страны, предпочтя изъять деньги с авто владельцев.

Снижение цен на нефть означает, что нефтяным компаниям снова придется доплачивать бюджету за продажу топлива на внутреннем рынке.
Согласно введенному с 1 июля 2018 года правилу, компании получают компенсации из бюджета (так называемый демпфер), если экспортные цены на топливо оказываются выше условной внутренней цены (53,6 тыс. руб. за тонну в случае бензина).
Так. Нефтяные компании в 2019 г. должны были получить из бюджета за сдерживание цен на топливо внутри страны 250-300 млрд руб. https://www.vesti.ru/doc.html?id=3214788
Если же экспортные цены формируются ниже этого уровня, уже компании доплачивают в бюджет. Таким образом, демпфер призван сглаживать влияние внезапных изменений внешних цен для внутренних потребителей.
В феврале 2020 г. демпфер стал отрицательным впервые за последний год, и компании заплатили в бюджет дополнительно 10,9 млрд руб. (при средней цене на Urals в $54 за баррель), подсчитали в «Петромаркете». Демпфер по бензину опустился до минус 1,88 тыс. руб. за тонну с 118 руб. в январе, на дизтопливо — до минус 1,96 тыс. руб. с 740 руб.
Причиной перехода демпфера в отрицательную область стало уменьшение стоимости бензина и дизтоплива на рынке северо-западной Европы на фоне эпидемии коронавируса.
https://www.kommersant.ru/doc/4283890

В России сильное нефтяное лобби, вполне возможно, что они вынудят правительство пересмотреть параметры демпфера в 2020 году в свою пользу, чтобы оставить большую часть прибыли себе с внутренних цен на бензин и дизтоплива на АЗС, для компенсации выпадающих доходов от сокращения добычи нефти в России. Либо, что уже произошло в начале года (из-за срыва сделки ОПЕК), просить дополнительно опустить (девальвировать) рубль по отношению к доллару.

В итоге, крайними останутся российские авто владельцы и бизнес, вынужденные опять переплачивать за бензин и дизтопливо.

Поэтому необходимо, взятое Россией сокращение добычи нефти, распределить между отечественными нефтедобывающими компаниями в зависимости от доли (объёма) экспортируемой ими нефти в зарубежные страны, в первую очередь, к доли (объёму) производимой ими ГСМ (бензина, дизельного топлива) и их качества (стандарта, глубины переработки нефти), во вторую очередь, к доли (объёму) проданной в качестве исходного сырья для изготовления отечественными товаропроизводителями высокотехнологичных изделий, материалов и компонентов к товарам, и в третью очередь, к доли (объёму) проданной в качестве исходного сырья для изготовления отечественными товаропроизводителями простых материалов и компонентов к товарам (такие как изготовление асфальта, строительного битума и т.п.).

Чем ниже это соотношение, тем больше для отдельной нефтедобывающей компании (по отношению к другим) вводится ограничение на добычу нефти.

Это стимулирует нефтяные компании вкладываться в отечественную нефтепереработку, что приведёт к избыточному предложению бензина и дизтоплива внутри страны и снижение их стоимости.

К основным причинам, взаимосвязанным факторам, которые ведут к подорожанию бензина внутри России, необходимо отнести следующие.

Это реализуемый Правительством РФ, "Налоговый манёвр" по уменьшению экспортных пошлин и увеличению ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Экспортная пошлина в нефтяной отрасли может быть обнулена к 2024 году. Параллельно будет введен отрицательный акциз на нефть для компаний, причем для некоторых он будет дифференцирован в зависимости от удаленности НПЗ. По оценкам правительства, от завершения налогового маневра дополнительный доход бюджета составит 1,3-1,6 триллиона рублей за 6 лет. https://rg.ru/2018/06/21/pravitelstvo-odobrilo-zavershenie-nalogovogo-manevra-v-neftianoj-otrasli.html

Ввероятно, повышение ставок затронит ещё и новый налог на дополнительный доход (НДД) при добыче нефти, который планируют ввести с 1 января 2019 г., для 4 групп учатков недр вместо налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) http://www.interfax.ru/business/619832.

Только вот, налоговая нагрузка в конечном итоге ложится на автомобилистов покупающих дорогой бензин на АЗС, и на граждан оплачивающих повышенные суммы в счетах за услуги ЖКХ и подорожавшие от инфляции продукты, вещи, другие потребительские товары и услуги.

Данное поэтапное увеличение цен (тарифов), планово продолжится до 2024 года.

Следующая причина, это ежегодное плановое повышение ставки акциза на бензин и дизельное топливо с 2018 по 2020 годы. Так в 2018 году, планировалось дважды повысить акциз.

Первый этап. Ставки акциза на бензин пятого класса и дизельное топливо в России с 1 января 2018 года были повышены, в результате чего их рост достиг 10,7% и 12,7% соответственно. Акциз на бензин пятого класса с 1 января вырос до 11 213 рублей за тонну с 10 130 рублей в прошлом году, а на дизельное топливо — до 7 665 рублей за тонну с 6 800 рублей https://ria.ru/economy/20180101/1512049895.html

Второй этап повышения планировался с 1 июля 2018 года. С 1 июля ставки акциза на бензин пятого класса должны были повысятся до 11 892 рублей за тонну, а на дизельное топливо — до 8 258 рублей за тонну.

Но, из-за возникщего резкого роста цен на бензин, плановое повышение акцизов с 1 июля 2018 году пообещали не только отменить, но и дополнительно временно снизить акцизы.

Вероятно, большее повышение акцизов на бензин и дизельное топливо будет перенесено на последующие годы.

Если посчитать в годовом выражении, то за весь 2018 год ставки акциза власть хотела повысить на бензин 5 класса, на 17,4% (11892*100/10130=117,4% - 100%=17,4%), на дизельное топливо, на 21,4% (8258*100/6800=121,4% - 100%=21,4%).

Это в 4 раза (и 5 раз) больше прогнозируемой инфляции в 4% в 2018 году.

Банк России изменил прогноз инфляции в России на 2018 год до 3-4% с 3,5-4%. Об этом заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции.
"На конец этого года, по нашему прогнозу, инфляция может составить от 3% до 4% и будет находиться вблизи 4% в 2019 году", - сказала глава ЦБ. http://tass.ru/ekonomika/5060233

Получаемые доходы в бюджет от повышенного НДПИ, как и доходы в Дорожные фонды от установленных высоких акцизов на бензин, власть так и не научилась эффективно вкладывать в развитие экономики, в строительство и качественный ремонт дорожной инфраструктуры страны. Огромные денежные средства уходят "в карман" разным коррупционерам. А на оставшиеся деньги подрядчики делают "халтурную" работу, сокращая срок службы объектов (автодорог) до следующего капитального ремонта.

Необходимость обнуления экспортных пошлин (помимо желания увеличить налоговые поступление в бюджет) связана ещё с выполнением требованием стран - членов ВТО, к России, отменить экспортные пошлины на нефть (газ, дерево и т.д.), так как в этом, они видят механизм субсидирования внутрироссийских потребителей (производителей), что не соответствует соглашениям ВТО.

Так, согласно условия из "Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947". Статьи XVIII "Правительственная помощь экономическому развитию", - что.., прежде чем оказать правительственную помощь промышленности, придётся договариваться с заинтересованными участниками ВТО, чтобы интересы других договаривающихся сторон были защищены* в достаточной степени. (*-в пояснении, это означает предоставление взамен компенсационных уступок).

За субсидирование внутрироссийских производителей посредством низких цен энергоносители, с России, страны - участники ВТО, могут взамен потребовать, предоставить им компенсационные уступки (к примеру, снижение импортных пошлин, на ввозимые товары).

Поэтому, Правительство поэтапно уменьшает (с планируемой последующей отменой) экспортные пошлины на экспортируемые энергоносители.

Так же не стоит забывать про ещё одно условие ВТО, это выравнивание внутренних цен на энергоносители с ценами на энергоносители в странах ВТО.

Действующея российская власть, не изъявляет желание выходить из ВТО, даже не смотря на вводимые санкции в отношении российского бизнеса.

В июле 2017г., президент РФ В. Путин на пресс-конференции саммита Группы двадцати G20 в Гамбурге сказал: «Мы выступаем за снятие всяких ограничений, за свободу торговли, за то, чтобы работать в рамках правил ВТО».

Далее. Ещё одним фактором отложенного повышения стоимости бензина внутри России (после президентских выборов весной 2018 г.), стало более высокая стоимость бензина в Европе, в сравнении с внутрироссийскими ценами на бензин.

Поэтому нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать бензин в Европу, нежели продавать его внутри страны. Тем более, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ограничивается лишь предупреждением нефтяным компаниям о необходимости соблюдать нормы продажи бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, нарушение которых привело к созданию дефицита бензина на бирже. А так же выполнять четырёхстороннее соглашение, заключённое в 2011году, между ведомством (ФАС), нефтяники, Ростехнадзором и Росстандартом.

Нефтекомпании взяли на себя обязательства по модернизации НПЗ и объемам поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин заявил “Ъ”, что служба «крайне отрицательно» относится к невыполнению четырехсторонних соглашений и «недавно ряду компаний были направлены напоминания о необходимости отгрузки на внутренний рынок 20% от произведенных светлых нефтепродуктов». https://www.kommersant.ru/doc/3643144

«Из-за изменившихся макроэкономических, ценовых и налоговых условий темпы инвестирования в модернизацию замедлились»,— подтвердили “Ъ” в ведомстве, добавив, что в отрасли нет «понимания долгосрочной системы налогового и таможенного регулирования», а рентабельность инвестиций низкая. Среди НПЗ крупных нефтекомпаний по выходу светлых нефтепродуктов, по данным Минэнерго, лидируют ТАНЕКО «Татнефти» (86,1%), Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа (75,8%), Омский НПЗ «Газпром нефти» (72,6%). Наилучший показатель среди заводов «Роснефти» у НПЗ Уфимской группы (65,1%), которыми владеет «Башнефть» (в 2016 году ее контрольный пакет купила «Роснефть»), и Комсомольского НПЗ (64%).
Средняя глубина переработки по РФ — 62%.

Из этого следует, в Правительстве (как и в Госдуме) довольно сильно лоббируются интересы нефтяных компаний. Мало того, что им создали комфортные условия по четырехсторонниму соглашению, не преследующие жёстких санкций за невыполнение подписанных обязательств, так и назначали им малую 20% ставку объёма поставок нефтепродуктов на внутренний рынок от произведенных светлых нефтепродуктов.

Теперь о решении вопроса, как создать условия для реального снижения стоимость бензина в России, в условиях существующих препятствующих факторов. От которых Правительство не откажется (от повышенного НДПИ взамен экспортных пошлин и от высоких акцизов на бензин и дизельное топливо). Так, Правительству проще изыскать ("за счёт изъятия денег у народа") денежные средства, необходимые на исполнение президентских указов, данных в послании Федеральному собранию в 2018 году, требующие большие финансовые расходы из бюджета ("с очевидными растратами на коррупционную составляющую").

К примеру, цитаты из послания Федеральному собранию в 2018 году
«в предстоящие 6 лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников.»
«В 2019–2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП. Но стремиться нужно, безусловно, к 5%. В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое.»

Стоит вспомнить, что раньше (до введения налогового манёвра), низкая цена на бензин на российских АЗС, компенсировалась получением повышенных налоговых доходов от экспорта нефти.

Хоть, экспортные пошлины на нефть в будущем планово обнулят, но экспорт нефти по-прежнему останется, чего вполне достаточно, чтобы создать новое условие, способствующее компенсировать недостающую прибыль с экспорта нефти.

Просто надо привязать туже ставку в 20% объёма поставок на внутренний рынок (в последствие, продажи на АЗС) произведённого отдельно бензина и отдельно дизельного топлива, к объёмам экспорта нефти в соотношении 1 к 5 (а не произведённым нефтепродуктам как установлено сейчас).

И ввести (вместо планируемого повышения акцизов на бензин) повышенную ставку НДС (НДД) или налога на прибыль получаемой с той части экспортируемой нефти превышающей установленное соотношение объёма (1 к 5).

Для информации. По данным Министерства энергетики РФ.

В 2017 г. суммарный объем вывоза российской нефти с таможенной территории Российской Федерации составил 257,0 млн. т, увеличившись по отношению к 2016 г. на +2,8 млн т (+1,1 %). https://minenergo.gov.ru/node/1210

При этом. За 2017 г. на внутренний рынок страны поставлено:
автомобильных бензинов — 35,2 млн т (+0,9 % к 2016 г.);
дизельного топлива — 33,1 млн т (+1,8 %, или +0,6 млн т к 2016 г.),
авиационного керосина — 9,7 млн т (+7,9 %, или +0,8 млн т к 2016 г.);
мазута топочного — 10,3 млн т (–17,6 %, или –2,2 млн т). https://minenergo.gov.ru/node/1213

Соотношения 1 к 5 (или 20%) более чем достаточно, чтобы на внутреннем рынке России возник избыток предложения бензина и дизельного топлива.
35,2 млн.т.*5=176 млн.т., что меньше 257,0 млн.т. экспортируемой нефти
33,1 млн.т.*5=165,5 млн.т., что также меньше 257,0 млн.т. экспортируемой нефти

Причём государство ещё получит доход от части экспортируемой нефти, за счёт уплаты повышенного НДС (или НДД) от продажи её. Что позволит компенсировать недостачу денежных поступлений в бюджет, которая произошла из-за временного "вынужденного" отказа от повышения акцизов на бензин и дизельное топливо. А так же, в последующие годы частично отказаться от запланированного повышения акцизов на бензин и дизтопливо.

На предложение из данной статьи была подана Общественная инициатива № 26Ф46630 , голосование в поддержку закончилось 24.08.2019г.

Итоговый результат голосования:

За инициативу подано: 1196 голосов

Против инициативы подано: 40 голосов

Привязка объёмов продаваемого бензина (дизтоплива) к объёмам экспортируемой нефти, создаст для нефтяных компаний финансовый стимул. А именно, при реализации в достаточном объёме бензина и дизельного топлива внутри России (на российских АЗС), даже по более низкой цене, это будет компенсироваться освобождением от уплаты повышенного НДС (или НДД) с части экспортируемой нефти.

Ещё, для нефтяных компаний появится дополнительный стимул по модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), внедрение установок для глубокой переработкой нефти, позволяющих снизить себестоимость нефтепродуктов при сохранении их качества и даже его улучшения (с целью повышения потребительского спроса на бензин, дизельное топливо).

Для государства и российского общества, от этого будет польза, не только в снижении стоимости бензина на АЗС, но и в значительном увеличении экспорта нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и т.д.) в зарубежные страны. Что в отличие от экспорта нефти, обеспечит больше рабочих мест внутри страны, а следовательно больший объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Что касается действующей налоговой льготы по освобождению НДС с экспортируемой нефти, как и другого экспортируемого Россией сырья (древесины, угля, стали).

То её необходимо.

Во-первых.

Устанавливать ставку НДС на экспортируемое сырьё, такие как нефть, древесина, уголь, сталь, равной (либо большей заградительной) ставки импортной пошлины в стране получателе сырья.

А то, правительства ряда стран (Канады, Америки, Евросоюза) вводя импортные пошлины, особенно завышенные заградительные на российскую сталь, помимо того, что защитили своих добытчиков сырья (тех же металлургов), так ещё и пополнили свои бюджеты с импортных пошлин.

То есть, к примеру, с импорта российской стали, зарубежные бюджеты стран от установления заградительных пошлин, вероятно начали получать больше денег, чем российский бюджет с экспорта стали в данные страны.

Тогда, если зарубежной стране нужно российское сырьё, то оно будет вынуждено снижать до минимума импортную пошлину. От этого выиграет российские экспортёры сырья, как и российский бюджет.

Во-вторых.

Распространить механизм отмены возврата НДС, либо возврат введения экспортных пошлин на всё другое экспортируемое сырьё (сталь, уголь, древесина, зерно и д.р.), превышающее устанавливаемое для них соотношение (или процент) объёма поставок (продажи) на внутренний рынок в качестве изготовленных из переработанного сырья конечных продуктов (изделий, товаров) и компонентов для изготовления других отечественных товаров (изделий, продуктов), к объёму экспортируемого данного сырья в зарубежные страны.

Это финансово стимулирует уже всех экспортёров сырья (не только нефтяников) вкладываться в развитие глубокой переработки сырья, в строительство отечественных предприятий (заводов) по производству конечных потребительских товаров, для наращивания со стороны переработчиков внутреннего спроса на их сырьё.

Что будет способствовать увеличению рабочих мест, снижению импортной зависимости России, помочь российскому бюджету слезть с сырьевой иглы.

В третьих.

В дальнейшем возможно дополнительное введение линейного увеличения размера ставки НДС или размер ставки экспортной пошлины на часть объёма экспортируемого сырья (превышающие устанавливаемое для них соотношение или процент экспортируемого сырья в зарубежные страны к объёму внутри российского потребления изготовленных из переработанного сырья конечных продуктов и компонентов для других товаров). С целью предотвращения переноса мировой инфляции (из-за раздачи в зарубежных странах от необеспеченных "вертолетных" денег) на внутри российский рынок, ведущий к повышению цен в России.

Как пример, из-за повышения спроса на арматуру на мировых рынках, последовавшего увеличения её экспорта в ущерб отечественным потребителям, привело к увеличению стоимости квартир (жилья) в России.

Так же, в дальнейшем возможен пересмотр в сторону увеличения необходимого процента объёма поставок (продажи) на внутренний рынок изготовленных из переработанного сырья конечного продукта (изделий, товаров) или компонентов для изготовления других отечественных товаров (изделий, продуктов), к объёму экспортируемого данного сырья в зарубежные страны. Чтобы с максимальной пользой недра России использовались в интересах всех россиян, как наиболее эффективно действенной альтернативы изъятого из Конституции пункта, что недра России принадлежат народу.

Источник: https://олег-бегов.рф/benzin.html

Обсудить проблему повышения стоимости бензина в России и возможные пути снижения цены на бензин, высказать мнение, предложить свой подход к решению проблемы, можно используя аккаунты социальных сетей или в режиме Гостя (Анонимно).

Комментарии для сайта Cackle