Какова эффективность и последствия отмены моратория на смертную казнь в России с позиции идеологии.
Предлагаемые меры противодействия преступности посредством ужесточения Уголовного законодательства.
Под редактирована 14.10.2024 г.
Выбор гражданской позиции в вопросе за или против отмены моратория на смертную казнь в России, имеет смысл рассматривать с точки зрения политической идеологии (желательно более менее адекватной идеологий), в задачу которой входит стратегия выживания общества и государства в долгосрочном периоде.
Идеологический анализ позволяет оценить эффективность использования смертной казни (в качестве высшей меры наказания) в долгосрочной перспективе, как и выявить скрытые (экзистенциальные) риски от её использования, которые в определённой степени могут поспособствовать возникновению взаимосвязанной череды негативных сценариев в России (предопределят будущее России).
В начале, необходимо логически проанализировать, углубившись в вопрос "Насколько использование смертной казни (в качестве высшей меры наказания за преступления) в наше время будет в действительности эффективно устрашать…?", тем самым останавливая остальных граждан от совершения преступлений, в сравнении с тем же наказанием в виде пожизненного заключения для преступников.
Не окажется ли на деле, не только излишне переоценённым поверхностным суждение об эффективности устрашения смертной казни для остальных, но и ещё создающим дополнительные проблемы влекущие негативными последствия для России. И не выйдет ли опять согласно поговорке «Хотели как лучше, а получилось как всегда...».
Для информации с сайта МВД, о состоянии преступности в России за 2023 год.
В январе - декабре 2023 года зарегистрировано 1947,2 тыс. преступлений, из них раскрыто 997689
- тяжких и особо тяжких 589079, из них раскрыто 265022
Больше половины (59,8%) расследованных преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое четвертое (22,4%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое тридцать седьмое (2,7%) – несовершеннолетними или при их соучастии.
Преступления совершены в состоянии опьянения:
алкогольного — 223043 (22,4%), из них тяжкие и особо тяжкие 43080
наркотического — 7200 (0,72%), из них тяжкие и особо тяжкие 4328
https://мвд.рф/reports/item/47055751/
В постсоветский период применение смертной казни в России сократилось.
В 1992 году к смертной казни в России было осуждено 159 человек (было казнено в указанном году 18 человек),
в 1993г осуждено — 157 человек (казнено — 10 человек),
в 1994г осуждено — 160 человек (казнено — 10 человек),
в 1995г осуждено — 141 человек (казнено — 40),
в 1996г осуждено — 153 человека (казнено — 1),
в 1997г — 106 человек (не казнено ни одного),
в 1998г — 116 человек,
в 1999г — 19 человек.
https://ru.ruwiki.ru/wiki/
В теории применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления должна устрашать, тем самым останавливая граждан от желания совершения не только особо тяжких преступлений, но и также от совершения и тяжких преступлений. Тем более что, особо тяжкие преступления совершаются зачастую (в большом проценте случаев) теми же преступниками, кто до этого совершал тяжкие преступления (совершая следующие преступления по возрастающей), ставшие после совершения тяжкого преступления более опытными, излишне осмелевшими (обнаглевшими), чтобы совершать куда более крупные преступления, как и особо дерзким способом.
Если бы смертная казнь в современной России в качестве высшей меры наказания за преступления применялась бы к 150 преступникам в год. То вероятность вынесения подобного наказания для преступников за совершение тяжких и особо тяжких преступлений за 2023 год составила бы 0,026% ((100/589079)*150=0,026%).
Напугать (устрашить) такой ничтожно малой вероятностью граждан (как и бывших уголовников) от совершения тяжких и особо тяжких преступлений невозможно, разве что заниматься самообманом.
Если попытаться увеличить количество применения смертных приговоров преступникам до 1000 и более (в нескольких тысяч) в год. То вероятность вынесения подобного наказания для преступников за совершение тяжких и особо тяжких преступлений все ровно осталась бы крайне низкой, менее одного процента или в пределах одного процента. Что так же неспособно устрашить граждан от совершения тяжких и особо тяжких преступлений.
При этом, ещё возникают следующие негативные моменты.
У нас в России действует многопартийная система (демократия). Большое количество смертных приговоров даст повод воспользоваться оппозиционным (прозападным и внесистемным) политическим партиям и неправительственным организациям (НПО) в обвинении действующей российской власти в тоталитаризме и диктатуре.
Что будет подрывать доверие народа к власти, как и снижать поддержку избирателями (электоратом) партии власти на очередных выборах. Тем самым вынуждая власть ограничивать применение смертной казни. Ограничиваясь лишь применением смертной казни только по наиболее резонансным преступлениям, из-за чего сводя на нет её устрашающее воздействие на преступников.
По этой причине в странах с многопартийной системой, власть вынуждена ограничивать применение смертной казни.
Так в США за 2023 год было казнено 24 человека. И этот год стал девятым годом подряд, когда за год было казнено менее 30 человек и менее 50 человек были приговорены к смертной казни.
Вынесение и приведение в исполнение большого количества смертных приговоров преступникам, может привести к следующим негативным издержкам для России на международной арене. Даст дополнительный повод странам Коллективного запада усилить изоляцию России. Снизится туристический поток в Россию из-за страха туристов (смертная казнь отпугивает туристов). Станет невозможным для России продвигать идею «Русского мира» в качестве нового глобального цивилизационного проекта для мира. Так как его устойчивость в некоторой степени будет полагаться на применение смертной казни, что вызовет недоверие к нему у мирового сообщества, в котором 112 стран отменили полностью смертную казнь. (Всемирный день против смертной казни отмечается 10 октября.)
Далее.
Применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления неспособна повлиять на снижение преступлений совершённых в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического), составляющих почти пятую часть от раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений ((100/265022)*(43080+4328)=18%). Так как в состоянии опьянения человек плохо соображает, притупляется инстинкт самосохранения.
Мало вероятно, что применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления, поможет остановить от совершения преступлений маньяков (устрашив их). Так как их поведение и действия определяется их психологическими заболеваниями подавляющими в них здравый рассудок, особенно в период весеннего и осеннего их маниакального обострения.
Так же мало вероятно, что применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления, поможет устрашить, остановить террористов от совершения теракта в общественных местах (объектах), как и молодых лиц решивших расстрелять своих сокурсников в учебном заведении в качестве мщения за причинённые им обиды. Так как идя на подобные преступления (теракты), они уже психологически подготовили себя к высокой вероятности быть убитыми, как охранниками на входе в заведение (в общественный объект), так и спецназовцами при обезвреживании их для освобождения удерживающих ими заложников.
В отношении применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления коррупционной направленности, за взятку или хищение особо крупном размере. То здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд, из-за наличия скрытых проблем.
Дело в том, что если коррупционеру (за взятку или хищение особо крупном размере) будет "светить" смертная казнь, то он уже не пойдёт на сделку со следствием, и соответственно не вернёт украденные из бюджета (с госзакупок) деньги.
Если же государство чтобы вернуть украденные деньги будет идти на сделку с коррупционером, в обмен на возврат большей части украденных бюджетных денег. В результате чего им будет назначаться определённый срок в колонии вместо вынесения смертного приговора.
То подобные сделки с правосудием станут антирекламой, сводя на нет устрашение смертной казни для коррупционеров. Так как коррупционеры видя, как можно за свои коррупционные деяния (в особо крупном размере) в итоге избежать смертную казнь, достаточно лишь договориться со следствием о возврате части украденного. То это их будет успокаивать, они станут по поводу "смертной казнь" меньше тревожиться, страшиться, и продолжать воровать (брать взятки) откладывая часть денег на "страховку" от смертной казни.
Если ли же государство принципиально не будет идти на сделку с коррупционером, не будет отменять назначение за содеянное ему смертную казнь, то коррупционер не пойдёт на сделку со следствием, а следовательно государство не вернёт украденные деньги в бюджет.
Причём объём не возвращённых украденных денежных средств будет таким, что на них можно было бы спасти много людей (построив к примеру больницу).
Но что ещё хуже, значительная часть украденных денежных средств коррупционером уйдёт в "воровской общаг". Так как пойманный коррупционер не пойдёт на сделку со следствием, как и применение пыток государством запрещены, то следствие не сможет узнать, где коррупционер прячет украденные деньги, как и вернуть их без его согласия.
За то у отбывающих в тюрьме преступников за разбой, мошенничество и т.д., находящихся рядом с приговоренным на смертную казнь коррупционером, появляется шанс (возможность) любыми незаконными способами заставить рассказать где он хранит деньги, как и вынудить его перевести деньги на "воровской общаг".
Возможность сделать это в тюрьме (исправительной колонии, СИЗО) с существующей сейчас в них коррупционной составляющей, не представляет особого труда (когда заключённым проносят сотовые телефоны, позволяют организовать им банкет, фуршет). Так что вполне можно предположить, что и предоставят возможность осужденным преступникам пообщаться с коррупционерами которым вынесена смертная казнь.
И тогда миллионы и миллиарды украденных денежных средств коррупционерами (приговорённых к смертной казни) уйдут на финансирование организованных преступных групп (ОПГ) и формирование мафиозных структур стремящихся во власть.
В итоге «Хотели как лучше, а получилось как всегда...». Применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления коррупционной направленности, за взятку или хищение особо крупном размере, является не то что неэффективным средством для противодействия коррупционной преступности, так ещё и будет способствующим финансированию ОПГ и формированию мафиозных структур.
Если же исключить применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления коррупционной направленности (за взятку или хищение особо крупном размере), а за другие виды преступлений применение смертной казни оставить. То этого не поймёт народ, скорее он подумает, что власть покрывает своих коррупционеров, как говориться «Рука руку моет, вор вора кроет».
В итоге, применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за преступления коррупционной направленности, это всегда «Палка о двух концах».
В качестве высшей меры наказания за преступления коррупционной направленности, так же мало подходит и назначение пожизненного заключения.
Куда более правильнее, эффективнее в Уголовном кодексе РФ повысить определённым образом верхнюю границу наказания за кражу (хищение, мошенничество, присвоение чужого имущества, коррупцию, взяточничество) в особо крупном размере.
А именно, за каждое кратное превышение установленной уголовными статьями, суммы - особо крупный размер, увеличиваются на 10 — 40 % меры наказания предусмотренные статьями Уголовного кодекса РФ, в зависимости от того: была ли возвращена украденная (похищенная) сумма денег (в каком объёме, проценте от изначальной суммы), каковы негативные последствия от преступления для потерпевшей стороны (для государства, негативные социально-экономические последствия от совершённого преступного деяния).
Это заинтересует пойманных преступников, воров (включая коррупционеров и взяточников) возвращать украденные деньги в большем объёме, чтобы снизить количество назначаемых лет лишения свободы в колонии (тюрьме) по инкриминируемым им статьям УК РФ, как и признаваться в других совершённых ими преступлениях, чтобы в сумме выходил меньший назначаемый срок лишения свободы (чем по отдельности).
Преимущество применение пожизненного заключения в качестве высшей меры наказания за преступления, в отличие от применения смертной казни, в том что она может применяться к куда большому количеству преступников. Как и может применяться в завуалированной (скрытой) форме, в виде вынесения более длительных сроков лишения свободы в 30, 40 и более лет (правда для этого потребуется отменить статьи УК РФ ограничивающие предельные сроки лишения свободы).
Тем самым это не будет давать повода оппозиционным политическим партиям и неправительственным организациям (НПО) в обвинении действующей российской власти в тоталитаризме и диктатуре.
Чтобы более эффективно устрашала преступников, как и останавливала остальных граждан от совершения преступлений, завуалированная (скрытая) форма пожизненного заключения, в виде лишения свободы на более длительный срок, до конца которого заключённые могут и не дожить (в виду низкого возраста дожития граждан), как и плохая перспектива выйти на свободу в пожилом возрасте с утратой с возрастом своей трудоспособности и способности к многим физическим развлечениям (Стойкая утрата общей трудоспособности заключается в необратимой утрате функций в виде ограничения жизнедеятельности (потеря врожденных и приобретенных способностей человека к самообслуживанию) и трудоспособности…).
Для этого необходимо для осужденных за преступления дополнительно ограничить условия по которым они имеют право на помилование. Сузив их только до тех лиц, кто рисковал своей жизнью (здоровьем) в интересах российского государства (разведкой и шпионажем в интересах России, и участников специальных военных операций).
Следующим преимуществом применения пожизненного заключения в качестве высшей меры наказания за преступления (и её завуалированной формы, в виде более длительных сроков), в отличие от применения смертной казни, в том что она может применяться к куда большому перечню преступлений и их рецидивам. Что уменьшит желание их совершать.
Так. Необходимо ввести пожизненное заключение, начиная с убийства одного лица с целью завладения его имуществом, при отягчающем условии — осуществления преступником (или группой преступников) сокрытие следов данного убийства, посредством сокрытия или уничтожения тело убитой жертвы (закопал, утопил, сжёг, вывез в лес и оставил там умирать и другими способами).
При этом, по данному преступлению возможно смягчение наказание в виде назначения определённого количества лет лишение свободы вместо пожизненного заключения, если в течении не более одного года с даты совершения убийства преступник сознается в содеянном убийстве правоохранительным органам.
Тогда преступники предпочтут не скрывать следы убийства своих жертв, чтобы не быть впоследствии осужденными на пожизненное заключение.
Это облегчит работу правоохранительным органам по раскрытию преступлений и поимки преступников, что немного уменьшит преступность в стране.
Так же уменьшится количество лиц пропавших без вести в России, на ту часть пропавших в результате преступных действий в отношении их.
По официальной статистике МВД, в 2023 году в органы внутренних дел поступило почти 190 тысяч заявлений о пропавших людях. На конец года ненайденными с учетом прошлых лет оставались 28 247 человек.
https://www.pnp.ru/social/bessledno-propavshikh-lyudey-obeshhayut-nakhodit-bolshe.html
Далее. За любое преступление при рецидиве, срок лишения свободы преступникам по инкриминируемым им статьям Уголовного Кодекса РФ должен увеличивается до 2-х раз, в зависимости от процента не пройденного предусмотренного испытательного срока для погашения судимости.
(К сведению, сейчас за преступления, при признании рецидива, назначаемое наказание всего лишь не может быть менее 1/3 от максимального возможного наказания предусмотренной статьёй Уголовного Кодекса.)
В итоге, это уменьшит желание у бывших преступников идти на повторное совершение преступления (рецидив) до погашения судимости (окончания испытательного срока — определённого количества лет).
К тому же, необходимо изменить испытательный срок для отсидевших свой срок преступников, с существующего нечего не обязывающего определённого количества лет, на определённое количество лет трудового стажа (при заработной плате не ниже МРОТ в месяц), если их возраст ещё не достиг возраста назначения социальной пенсии по старости.
Далее. Увеличить верхнюю границу наказания (лишения свободы) за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступление, как процент от максимального срока лишения свободы за аналогичное преступление, но уже совершённое совершеннолетний лицом.
Так, за во вовлечение несовершеннолетних до 18 лет устанавливается до 100% от максимального срока, которое бы получило совершеннолетние лицо за аналогичное преступление.
А так же добавить статью в Уголовный Кодекс за вовлечение в совершение преступление молодёжи до 24 лет (зачастую студентов ещё не набравшихся жизненного опыта, с наивными взглядами на возможность быстрого обогащения), лицами достигшими 24 летнего возраста, либо совершеннолетними лицами не достигшими 24 летнего возраста, но старше на 4 или 5 лет лица волекаемого в совершение в преступление.
Так, за во вовлечение 18-ти летнего лица в совершение преступление, лицом достигшим 24 летнего возраста, устанавливается до 80% от срока лишения свободы которое получило данное 18-ти летнее лицо за это преступление; за вовлечение 19-ти летнего лица до 70%; за вовлечение 20-ти летнего лица до 60%; за вовлечение 21-го летнего лица до 50%; за вовлечение 22-х летнего лица до 40%; за вовлечение 23-х летнего лица до 30%. Для лиц старших на 4 или 5 лет, но ещё не достигших 24 летнего возраста, установленный процент за вовлечение в совершение преступление, уменьшается в 1,5 — 2 раза.
Тогда преступникам станет крайне невыгодно вовлекать в совершение преступлений несовершеннолетних и молодых людей. А значит снизится вовлечённость подростков и молодёжи в преступную сферу деятельности, что скажется на снижении количества преступников.
Конечно применение более длительных сроков лишения свободы за преступления (завуалированной формы пожизненного заключения) приведёт к увеличению численности заключённых содержащихся в тюрьмах и исправительных учреждениях, и соответственно к увеличению расходов на из федерального бюджета на Федеральную службу исполнения наказания.
Для информации.
Расходная часть федерального бюджета на Федеральную службу исполнения наказания на: 2023 год — 352,2 млрд.руб, 2024 год — 295 млрд.руб, 2025 год — 303,9 млрд.руб.
https://fsin.gov.ru/budget/rashod.php
Только вот здесь необходимо учитывать, что из-за высокой доли рецидивов (59,8% расследованных преступлений в 2023 году совершено лицами, ранее совершавшими преступления), потребность в строительстве новых тюрем и мест лишении свободы потребуется в половину меньше. Так как в тюрьмах (исправительных учреждениях) будет седеть половина тех же осужденных, что ранее сидели бы за совершении рецидива при более коротком сроке лишения свободы.
Не в пользу длительных сроков лишения свободы и существующая невысокая прямая окупаемость тюрем и исправительных учреждений, от привлекаемых к оплачиваемому труду заключённых.
Для информации.
Закон о федеральном бюджете предполагает доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду в объеме 46,5 млрд рублей в 2024-м, 46,8 млрд — в 2025-м и 47,2 млрд — в 2026-м, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минфина. То есть за три года казна получит 140,5 млрд от таких работ.
https://iz.ru/1622388/milana-gadzhieva/prigovor-dorozhe-deneg-biudzhet-poluchit-140-mlrd-ot-truda-osuzhdennykh
Но., говоря об окупаемости тюрем и исправительных учреждений, надо учитывать от какого возможного нанесения ущерба обществу (от какой части материального ущерба, вреда здоровью, убийств) они могли дополнительно уберечь, удерживая осужденных преступников на более длительных сроках лишения свободы, удерживая их от повторного совершения преступления (рецидивов), удерживая их от вовлечения подростков и молодёжь в совершение преступлений.
Для информации с сайта МВД.
Сведения о потерпевших от преступных посягательств и материальном ущербе (совершенным на территории РФ) в 2023 году:
количество человек погибших от преступных посягательств по тяжким и особо тяжким преступлениям — 10845
количество человек которым в результате преступления причинен тяжкий вред здоровью по тяжким и особо тяжким преступлениям — 15446
материальный ущерб (по оконченным и приостановленным уголовным делам) по тяжким и особо тяжким преступлениям — 363 млрд.руб.
Впрочем, имеется возможность опосредованным образом возместить затраты государства на содержание заключённых в тюрьмах, за счёт включения дополнительных условий по условно-досрочному освобождению для заключённых.
Так. Условно досрочное освобождение (УДО) должно предусматривать только изменение оставшегося срока уголовного наказания в виде лишения свободы, на ограничение свободы (наказание без лишения свободы), но с обязательным дополнительным условием трудоустройства на работу из установленного перечнем (в основном на низко квалифицированную или тяжёлую работу по ряду определённых специальностей), на срок исчисляемый из расчёта 1 день лишения свободы за 2 рабочих дня ограничения свободы (на работе из предложенного в перечне), при этом отрабатывать не менее 9 месяцев в год (суммарно эквивалентной 9 месяцам при 40 часовой рабочей неделей).
В случае злостного уклонения осужденного от установленных условий отбывания ограничения свободы, ему обратно заменяют неотбытую часть наказания лишением свободы. Но только, уже из расчёта 2 рабочих дня ограничения свободы за 1,5 дня лишения свободы (или 1 к 0,75).
То есть, к примеру, если осужденному с лишением свободы до конца оставшегося срока в 3 года, будет предоставлено условное досрочное освобождение (УДО) в виде ограничения свободы с обязательным трудоустройством на работу из установленного перечнем в 72 месяцев (3года *12мес*2раза=72мес). Из которых, в дальнейшем он на установленных низко квалифицированных работах не отработал не одного месяца (дня). То ему срок ограничения свободы пересчитывается (1 к 0,75) на более длительный в 54 месяца или 4 года и 6 месяца лишения свободы, в сравнении с изначальными 3 года лишения свободы.
Это будет сильным мотивирующим фактором для осужденных работать на низко квалифицированных работах (не меньше 9 мес. в год), чтобы не увеличить себе уголовное наказания в виде лишения свободы, при не соблюдении условий УДО (испытательного срока). Что, уменьшит желание у осужденных по УДО идти на повторное совершение преступление (рецидив).
Дополнительно снизит потребность российской экономики (бизнеса) в привлечении гастарбайтеров (иностранных рабочих), а с этим и снизит уровень преступность гастарбайтеров и мигрантов. Как и уменьшит вывод денег гастарбайтерами из России.
Так, для информации, на конец 2021 года.
Из России в страны СНГ частные лица отправляют 6,2 млрд долларов ежегодно, следует из данных ЦБ. Основная часть этой суммы - заработки трудовых мигрантов, которые они посылают домой. 97,4% иностранных работников оказывают помощь семье таким способом. Остальные или возят сами, или передают через земляков, рассказали в Федерации мигрантов России.
https://rg.ru/2021/12/19/migranty-peresylaiut-domoj-milliardy-dollarov-v-god.html
С идеологической точки зрения, введение смертной казни будет больше в интересах власти (правящей элиты) нежели в интересах общества (народа).
Так как смертная казнь в качестве высшей меры наказания за преступления, даёт обществу (народу) ложное чувство высокого уровня защищённости от преступников и установленного якобы высокого уровня поддержания правопорядка в государстве.
Позволяет народу быстро "выпустить пар", переключить внимание только на максимальное возмездие преступникам, при этом скрывая от внимания народа прочие связанные негативные факторы, отчасти служащие первопричинами способствующие совершению этих тяжких преступлений. В число которых относится несовершенство действующих социально-экономических общественных отношений, позволяющим богатым (правящей элите) становиться богаче, а бедным ещё беднее.
За счёт этих экономических и социальных искажений зачастую происходит обогащении правящих компрадорских элит и угнетение (обкрадывание), удержание в страхе и повиновении народа. Поэтому власть (правящая элита) до последнего не заинтересована в их исправлении. И только лишь под сильным и длительным общественным давлением (возмущением) народа вынуждена идти на их исправление.
При использовании в качестве высшей меры наказания смертной казни за особо тяжкие "резонансные" преступления, возмущение народа в отношении связанных с ними негативных факторов (являющихся отчасти первопричинами способствующих совершению данных тяжких преступлений) будет минимальным, как и быстро сходить на нет.
Тем более власть обязательно сделает процесс смертной казни зрелищным — казнь на электрическом стуле или расстрел, с доступом к онлайн трансляции всем желающим (давая народу хлеба и зрелищ). Чтобы требующий возмездие преступнику электорат, с чувством наступления справедливости, дополнительно получал в организм порцию адреналина. После чего электорат подсознательно будет в большей степени требовать для отъявленных преступников смертную казнь, и меньшей степени будет хотеть разбираться в негативных факторов и искажений (в социально-экономических отношениях) способствующих совершению этих тяжких преступлений, как и меньше добиваться от власти их исправлений.
Что не скажешь подобного в отношении использования в качестве высшей меры наказания пожизненного заключения за особо тяжкие "резонансные" преступления. Где недовольство и возмущение народа в недостаточно суровом наказании в отношении преступников, будет побуждать больший и длительный общественный интерес по выявлению и исключению предпосылок способствующих совершению подобных тяжких преступлений, путём устранения или минимизации связанных негативных факторов, являющихся отчасти первопричинами их порождающих.
Если сравнивать по эффективности в качестве высшей меры наказания за особо тяжкие преступления «смертную казнь» и «пожизненное заключение», на примере развития современного государства в долгосрочном периоде. То, эффективность высшей меры наказания «смертной казни» будет стремиться к нулю, как и приобретать отрицательное значение.
Смертная казнь по минимизации количества тяжких преступлений эффективна в государствах закрытого типа, с целью минимизации лиц желающих совершить подобные преступления и предотвращения возможности избежать наказания за них (к примеру, не давая им возможности вовремя покинуть страну).
Сейчас в России, смертная казнь не будет должным образом устрашать даже тех же коррупционеров. Так как у них имеются предостаточно возможностей быстрого и беспрепятственного выезда в другие страны и перевода денежных средств на их сокрытые зарубежные счета.
И чтобы смертная казнь в современной России начала устрашать коррупционеров, пришлось бы сделать всех чиновников и их семьи невыездными, включая и бизнесменов завязанных на госзакупках (на время установленного жизненного цикла произведённого ими по госзакупкам товара и услуг — к примеру, построенной дороги, здания). Понятно что правящая элита на такие ограничения для себя не пойдёт.
Если вводить смертную казнь во время проведения СВО (специальной военной операции) на Украине, когда действуют жёсткие санкции Западных стран и США по отношению к России, блокирующих и конфисковавших российские финансовые активы, движимое и недвижимое имущество российских юридических и физических лиц, что в некоторой мере ограничивает возможности для коррупционеров скрыться с украденными деньгами на Западе. Хотя ещё остаются страны — оффшоры, и страны с меньшим уровнем материального достатка населения, достаточно лояльные к релокантам (и их финансам), где ещё вполне возможно коррупционерам скрыться.
То, снятие моратория на смертную казнь во время проведения СВО, к сожалению может подтолкнуть часть подверженной коррупции правящей элиты и бизнеса завязанного на госзакупках к ещё большему усилению давления на власть, с целью снятия Западных санкций с России, ради стремления обезопасить себя и свои скрываемые незаконные финансы, зарубежное имущество. Через скорейшее завершение специальной военной операции на Украине. Что возможно только на условиях устраивающих страны НАТО, посредством подписания некоего мирного договорняка. Чтобы снова появилась возможность коррупционерам скрыться в странах Коллективного Запада, с более высоким уровнем достатка населения, с более либеральным обществом и экономикой, где деньги решают всё.
В современном открытом и высоко-информационном обществе с развитым международным туризмом с возможностью быстро переместиться в другую страну, доступным для граждан открытием счетов в зарубежных банках, осуществлением скрытых трансграничных переводов денежных средств через туже крипто валюту. Всегда найдётся достаточное количество лиц готовых рискнуть жизнью ради своего быстрого обогащения, либо мотивированных самоубийц готовых пойти на совершение тяжких преступлений, наркоманов готовых совершить тяжкое преступление.
А так же лиц доведённых до отчаянья условиями жизни в либерально-капиталистическом обществе. Так как капиталистическому бизнесу экономически невыгодно внутреннее (местное) высокозатратное население в требованиях социального обеспечения (обеспечения им социальных гарантий бесплатного образования, бесплатной медицины, достойной высокой зарплаты и т.д.) увеличивающих на бизнес налоговую нагрузку.
Через контролируемую ими власть, лоббирующую интересы капиталистического бизнеса, устанавливается максимально открытый доступ в страну для более дешёвой иностранной рабочей силы (гастарбайтеров, мигрантов).
Тем самым замещая местное высокозатратное население на более дешёвых, менее требовательных мигрантов.
А в наиболее либерально-капиталистических странах данный процесс замещения населения ускоряется посредством проведения либеральных реформ, направленных на легализацию незаконных мигрантов проникших в страну, и опосредованного более быстрого сокращения местного населения для большей экономии государства на социальных расходов (а с этим и меньшего налогообложения на бизнес), от пропаганды ограничения рождаемости (через ЛГБТ*, чайдфри), до легализации проституции, наркотиков, эвтаназии. (* Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ).
Что будет дополнительно подталкивать подрастающее потерянное молодое поколение (местную молодёжь не имеющих перспектив хорошо трудоустроиться и ограниченного карьерного роста без блата и связей) пускаться во все тяжкие грехи — преступления (работать на теневую и преступную сферы "экономики"). Как и массово участвовать в протестных митингах, шествиях, перерастающих в погромы магазинов, мародёрство, поддерживать внесистемные оппозиционные политические партии и движения, радикально настроенных по отношению к действующей власти и её государственным институтам (исполнительной, судебной).
В ответ, на недовольство местной молодёжи, закапиталистическая власть пойдёт на ужесточение уголовного законодательства, увеличивая количество заключённых, как источник дешёвой рабочей силы для создаваемых частных тюрем, где используется принудительный труд заключённых, так и чтобы держать в страхе и повиновении недовольных своей незавидной судьбой инакомыслящих граждан.
В итоге, в государстве социально-экономические отношения начнут необратимо скатываться посткапиталистическую утопию, с возрастающим уровнем социального расслоения общества на богатых и бедных. Что в условиях возникновения очередного экономического кризиса может способствовать (на почве массового недовольства народа властью) осуществлению "цветной" революции в стране (спонсируемой и организованной из вне) или военного переворота. С последствиями, в частности для России, грозящими очередным развалом страны (отделением от неё части субъектов).
При этом, что ещё важно, из-за накопившегося куда большого объёма нерешённых проблем (искажений) в социально-экономических общественных отношениях. Общественные запросы на решение которых откладывались (острота которых сглаживалась) применением смертной казни, народ (общество) будет доведёно до крайнего безрассудного состояния требования любых перемен (лишь бы не жить по старому, на подобие конца существования СССР).
Чем непременно воспользуются прозападные или другие псевдо элиты, чтобы без особого труда навязать обществу очередную деструктивную идеологию, преподнеся оное народу в "красивой, привлекательной обвёртке".
Того же трансгуманизма, предоставляющего власти больший контроль над своим обществом (от чипирования людей, до выращивания служебных людей, транслюдей), и расширяющий возможности для бизнеса в получении большей прибыли (дохода).
Для чего власть, в угоду алчным транснациональным компаниям, навязывает обществу псевдо экологическую повестку, для увеличения спроса на потребление людьми продуктов ГМО и искусственной пищи (искусственного мяса). А так же внедрения бездуховных нарративов в общественное сознание, подменяющих традиционные нравственные нормы и отменяющих морально-этические запреты, для разрешения эвтаназии (снижающей социальные расходы государства, а с ними и налоги на бизнес), и для последующего полного разрешения экспериментов по клонированию и генетическому изменению человеческих эмбрионов на всех стадиях его развития, сулящих бизнесу большие прибыли в сфере предоставления новых услуг потребителям.
Трансгуманизму (в его одной из худших версий), к которому сейчас подталкивают людей (общество) в странах Коллективного Запада. Где, через пропаганду множества гендеров провоцируют у несовершеннолетних (детей, подростков) запрос на трансгендерную терапию блокирующих своё половое созревание или хирургическую коррекцию пола, которые в последствии могут вызвать бесплодие, снижение детородной способность выносить плод (младенца).
В связи чем у них (и в целом в обществе) в дальнейшем возникнет потребительский запрос на использование репродуктивных технологий, включая выращивание своих будущих детей (младенцев) в разрабатываемых искусственных матках для вынашивания плода вне организма матери, с возможностью задания характеристик будущего ребёнка (генетического редактирования). А с учётом ожидаемых их гендерных запросов, на большее физиологическое соответствие их будущих детей, психологическому типу гендера родителей, вероятно что-то выраженное фразой из сказки «Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь,... а неведомо зверушку».
Конечно, при использовании в качестве высшей меры наказания смертной казни за особо тяжкие "резонансные" преступления, снижаются затраты государства на содержание осуждённых на пожизненное заключение в тюрьмах.
Но.., эти сэкономленные суммы денег не идут в никакое сравнение с возможным вероятным ущербом от последствий возникновения взаимосвязанной череды наиболее негативных сценариев для России: от начала скатывания общества в посткапиталистическую утопию, до осуществления цветной революций (или военного переворота) с очередным развалом страны (отделением от неё части субъектов) и навязыванием обществу очередной деструктивной идеологии.
Наступлению которых в будущем поспособствует в определённой степени, как раз таки использование в качестве высшей меры наказания смертной казни. Которая притупляет (нейтрализует) общественные запросы (требования) к власти на необходимые системные исправление (преобразования) в существующих несовершенных социально-экономических отношениях в государстве, снижая их до такого уровня, который спокойно может игнорировать власть (лоббирующая интересы правящих элит и бизнеса, которые богатеют на данных несправедливостях, искажениях в социально-экономических отношениях).
При этом степень её (смертной казни) способствования к скатыванию к перечисленным негативным сценариям в современной России будет высокой, по той причине, что в России отсутствуют альтернативные нормально функционирующие общественно-политические институты формирующие подобные сильные запросы и требование к власти на качественное системное исправление несовершенных социально-экономических отношений в государстве. Которые власть не в состоянии проигнорировать, свести на нет или подменить менее эффективными вариантами, которые больше направлены против общества (народа), чем на исправление социально-экономических проблем. Как пример подобных вариантов, это принятие "Антитеррористического пакета" - "Закона Яровой" в части положений касающихся, введение в обязанность «Операторам связи» и «Организаторам распространения информации в сети Интернет», хранить 6 месяцев голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей. Высоко затратных для бизнеса, влекущих увеличение тарифов на связь и интернет для абонентов, как и со скорой утратой (снижением) своей эффективности с появлением и последующим массовым использованием зарубежного спутникового интернета (связи), позволяющего обходить введённый контроль.
В России отсутствует государственная идеология, которая бы в обязательном порядке (как бы сверху) понуждала бы власть вносить исправление в существующие социально-экономические отношения (как и возможно будущий вариант идеологии исходящий от власти окажется симулярком, демагогией).
Политический запрос на исправление социально-экономических проблем на системном уровне от оппозиционных партий купируется властью. Через допуск к выборам удобной "карманной" оппозиции и увеличением доли депутатов относящихся к представителям правящей элиты (в борьбе за депутатское место в предвыборной избирательной компании выиграть могут в основном имеющие большие финансовые возможности) не заинтересованные в исправлении системных искажений (проблем) в социально-экономических отношений, вспоминающие данные наказы избирателей только на очередных выборах.
Общественный запрос от крупных общественных организаций (прежде всего же профсоюза) купируется за счёт их полного неофициально контроля властью, что было видно на примере с принятием решения власти повысить пенсионный возраст выхода на пенсию, против которого профсоюз не стал выступать.
В итоге. С позиции более менее адекватной политической идеологии (в задачу которой входит стратегия выживания общества и государства в долгосрочном периоде) эффективность использования в качестве высшей меры наказания смертной казни на современном уровне информационно-технического и общественного развития государства (России), сходит на нет, как и использование её несёт большие экзистенциальные риски в будущем для общества и государства.
Использование в качестве высшей меры наказания смертной казни, не является для государства лекарственным средством исцеляющим общество, способствующим его движению (развитию) к светлому будущему. Скорее наоборот высшая мера наказания смертная казнь, является для государства опиумом притупляющим общественное сознание граждан, уводящее общество и государство в тёмные времена с крайне пагубными последствиями.
Поэтому.
Необходимо сохранение в Конституции РФ запрета (моратория) на применение смертной казни на территории Российской Федерации в качестве меры наказания за тяжкие преступления по уголовным статьям. Как способствующего стимулированию государственной власти в принятии более правильных мер и стимулов социально-экономических характера по устранению предпосылок к возникновению тяжких и не тяжких преступлений (зачастую связанных с имеющимися издержками в несовершенстве действующих социально-экономических общественных отношений в государстве, и несвоевременного ответа на появляющиеся новые вызовы в его цивилизационном развитии). И снижению влиянию всех причин взращивающих в отдельных граждан склонность к совершению в будущем правонарушений и преступлений (включая внешних манипуляций и воздействий по психологической обработки граждан). Как и для стимулирования государственной власти в принятии более правильных мер в привитии некоего минимально-достаточного общественного (социально-психологического) иммунитета в подрастающем поколении к противоправным действиях и общественным порокам.
Дополнительно необходимо расширить меру наказания для иностранных граждан, включая граждан имеющих двойное гражданство.
К лицам имевших иное (не российское) гражданство или второе не российское гражданство на момент совершения преступления на территории Российской Федерации, не относящееся к административным правонарушениям по российскому законодательству (КоАП), за исключением случаев совершения административного правонарушения в составе группы, или совершения правонарушения, которое потенциально может спровоцировать массовую панику (тревогу) или вызвать общественный резонанс (к примеру, совершённое на территории крупного города, административного центра, тем самым вызывая одновременно тревогу у большого числа граждан), дополнительно применяется уголовно-правовые нормы (законы) государств, гражданство которых имели данные лица, в плане увеличения верхней границы наказания за преступления (правонарушения), предусматривающих большую меру наказания или больший срок лишения свободы по их зарубежному уголовному законодательству, вплоть до пожизненного заключения, если за аналогичное преступления в их уголовно-правовые нормах предусматривалась смертная казнь.
Данная мера немного поможет в удержании части иностранных граждан (гастарбайтеров) от желания нарушить правопорядок, пойти на совершение преступление на территории России.
В странах, относящихся к постсоветским республикам, из которых прибывают иностранные рабочие (гастарбайтеры) зачастую более суровые уголовно-правовые нормы. В основном, это связано с более высоким уровнем безработицы в их странах, которая провоцирует повышение уровня преступности. Что заставляет их властям ужесточать меры наказания в своём уголовном законодательстве для снижения уровня преступности в своих странах и поддержания должного уровня правопорядка в своих обществах.
В странах Средней Азии в их обществах присутствует определённое влияние религиозных экстремистских организаций, которые вербуют их граждан в террористические организации для совершения терактов.
Для руководителей экстремистских террористических организаций, более выгодно, чтобы пойманных террористов приговорили к смертной казни. Тогда они смогут использовать их смерть в своих интересах, для вербовки новых членов из числа их родственников (соплеменников), возведя убитых (казнённых) террористов в "праведные мученики" погибших за их псевдо религиозные экстремистские идеи, и требующих отмщения за них.
У пойманных же террористов отбывающих в тюрьмах пожизненное заключение, в скором времени, помимо раскаяния в совершённом теракте, в их сознании возобладает ещё менталитет преступника, который винит в своем совершённом преступлении всех, но только не себя (ссылаясь на стечение обстоятельств, попадание под негативное влияние других и т.д.).
С учётом современного информационного общества, письма осужденных террористов с раскаяниями в совершённом теракте и обвинениями (осуждениями) в адрес экстремистских террористических организаций помогут отвратить его родственников и соплеменников от втягивания (в вербовку) в данные экстремистские организации, как и снизить (пусть и немного) влияние подобных экстремистских организаций на общество, дискредитируя их.
Автор: Олег Бегов