Недостатки реализуемой властью мусорной реформы. И предложения по внесению необходимых социально-справедливых, экономически обоснованных изменений в мусорную реформу в интересах общества и экономики России
Опубликована 16.04.2019 г.
В начале, последние важные события (новости) касающиеся проводимой мусорной реформы.
3.02.2019 г. За счет раздельного сбора отходов в будущем россиян могут освободить от платы за вывоз "сухого" мусора, а нормативы накопления отходов будут привязаны к фактическому сбору мусора. Это снизит тариф для населения и логистические затраты региональных операторов. Правда в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, уточнили: "Относительно освобождения от платы - это перспектива не этого года", сначала вся система должна заработать.
По данным минприроды, уже 70 регионов перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), выбранные региональные операторы приступили к работе. В 15 регионах пока отмечаются сложности, 6 из них будут готовы к переходу в течение первого квартала 2019 г. В апреле 2019 г. около 90% регионов страны включатся в реформу.
В Германии раздельно собранные отходы вывозятся бесплатно, вывоз смешанных отходов обходится в более чем 300 евро за тонну, а биоотходов - в 180 евро за тонну. Им выгодно сделать как можно меньше смешанных и пищевых отходов, потому что они знают, что они за это заплатят.
https://rg.ru/2019/02/03/rossiian-mogut-osvobodit-ot-platy-za-vyvoz-suhogo-musora.html
Правительство всего лишь пообещало, возможно в будущем (через некоторое количество лет), сделать бесплатный вывоз для населения раздельных отходов. Очевидно, что раздельным образом собираться будут только – бумага (мускулатура), пластик, стекло, металлолом, которые сейчас граждане могут, с некоторой выгодой для себя, сдать на пункты приёма вторсырья, получив за это деньги. Так что в будущем, за сдачу их (мускулатуру, стекло, пластик, металлолом) граждане уже не чего не получат, либо получат взамен ещё меньше денег. Главное, это преподносится, как большая бесплатная поблажка для граждан от власти, по снижению в будущем для них стоимости тарифов за вывоз сухих отходов ТКО.
Сейчас власть ускоренными темпами стремится завершить внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) во всех регионах России. При этом позволяя Региональным операторам по обращению с ТКО устанавливать для населения высокие тарифы за услугу вывоза мусора (отходов) и его утилизацию. Чтобы к очередным выборам в Госдуму РФ, начать шоу "по некоторому снижению тарифов за услугу вывоза мусора" с целью показать заботу власти о гражданах-избирателях, по аналогии, как это периодически делается обузданием тарифов на ЖКХ, снижением стоимости бензина на автозаправках.
Чтобы понять, почему мусорная реформа, том виде, которую власть навязывает сейчас гражданам, нанесёт ущерб экономике и обществу на миллиарды рублей, за которую придётся заплатить гражданам и бизнесу, достаточно грамотно проанализировать некоторую информацию из СМИ.
Эта информация поможет изложить основные аргументы и доводы против реализуемой по пагубной схеме мусорной реформы. Как и выработать более правильные способы решения мусорной проблемы в России в интересах граждан и бизнеса.
Первый недостаток реализуемой сейчас мусорной реформы. Это использование в финансировании строительства мусоросжигательных (мусороперерабатывающих заводов) заёмных средств, а по-сути банковских кредитов под проценты. Причём доля их в финансировании строительства может составлять порядка 2/3. Из-за чего резко возрастет себестоимость сортировки, переработки, утилизации (сжигания) отходов. Как следствие рост тарифов.
В подтверждение использования заёмных средств, и их возможных объёмов, некоторые выдержки из СМИ:
Правительство выделит более 75 млрд руб. из федерального бюджета на деятельность публично-правовой компании (ППК) - государственного интегратора региональных операторов по обращению с отходами. Об этом РБК рассказал первый заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов, который является администратором нацпроекта «Экология» и руководителем входящего в него проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».
«Мы хотим создать субъект, который сможет привлечь инвестиции три к одному под государственное софинансирование, три рубля частных к одному государственному рублю, чтобы побудить частных инвесторов вкладываться в строительство мусороперерабатывающих мощностей», - добавил он.
Таким образом, на 75 млрд руб. государственных средств частные компании должны вложить 225 млрд руб., а общие инвестиции составят около 300 млрд руб. Это примерно соответствует бюджету проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (296 млрд руб.), который как раз предполагает создание системы переработки и утилизации отходов по всей стране на условиях государственно-частного партнерства, а ППК в этом проекте отводится ключевая роль компании-интегратора.
https://www.rbc.ru/business/05/12/2018/5c0672309a79471f31964790
Ранее в октябре 2019 года, по данной публично-правовой компании сообщалось.
По словам представителя Минприроды, предполагается, что госкомпания сможет приобретать активы и участвовать в инвестпроектах в области ТКО.
Источниками доходов будут имущественные взносы, доходы от участия в инвестпроектах и коммерческих организациях, сказал представитель Минприроды. По его словам, также возможно привлечение финансирования за счет выпуска «зеленых» облигаций, займов и кредитов. Ежегодные поступления из федерального бюджета будут складываться из экологического сбора, средств нацпроекта «Экология» и целевых субсидий, добавил он.
Финансирование нацпроекта составит 4 трлн руб. на 2019 - 2024 годы, из них более 3 трлн.руб. - внебюджетные средства. Из федерального бюджета должно быть выделено около 700 млрд.руб., еще 300 млрд.руб. - из бюджетов регионов.
По данным Минприроды, ежегодно в России образуется более 70 млн. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), из них утилизируется 7%. Более 90% ТКО размещается на полигонах либо пополняет несанкционированные свалки - сейчас их более 22 тыс. Как следует из нацпроекта «Экология», к 2024 году на переработку должно направляться 60% ТКО (сейчас - только 7%). К 2022 году должно быть введено в промышленную эксплуатацию 21,7 млн.тонн мощностей по обработке ТКО, к 2024 году - 37,1 млн.тонн
https://www.rbc.ru/business/12/10/2018/5bbf1ff49a7947f41673dfd2
Как минимум 200 мусороперерабатывающих заводов должны быть построены в России до 2024 года. Об этом заявил президент России Владимир Путин на ежегодной большой пресс-конференции.
https://tass.ru/ekonomika/5935657
Далее, ещё для примера, об объёмах использования заёмных (кредитных) средств, и стоимости мусоросжигательных заводов (пригодится в дальнейшем для проведения расчётов), из выдержек интервью генерального директора АО «РТ-Инвест»
«РТ-Инвест» (входит в госкорпорацию «Ростех»), стала крупнейшим региональным оператором по обращению с отходами в Подмосковье, выиграла в 2017 году конкурс на строительство четырех заводов термической переработки отходов в Подмосковье и одного - в Татарстане.
Инвестиции в инфраструктуру всех трех кластеров, которые мы выиграли, составят порядка 15 млрд рублей. Это без заводов. Каждый завод стоит 30 млрд рублей. В Московской области мы построим четыре таких предприятия, поэтому, соответственно, требуется 120 млрд руб.
При этом мы работаем по практике, когда привлекаем 20-30% собственных средств против заемных. Как правило, это плечо банка или такие инструменты, как облигации. К строительству заводов мы всегда привлекаем партнеров, например, корпорацию Роснано. Также напрямую инвестируют банки.
Говоря о доходности, она не очень высокая, но зато это стабильность на долгий срок - 10-15%. Этим такие проекты и привлекательны для инвесторов с длинными деньгами, таким как, страховые компании, пенсионные фонды, банки. И мы понимаем, что такие инвесторы у нас будут.
https://www.gazeta.ru/business/2018/06/06/11788471.shtml
Ранее в интервью РБК, сообщалось «Предполагается, что 20% инвестиций в проект - это средства «Ростеха», остальные - заемные, как российских банков, так и западных кредиторов.»
https://www.rbc.ru/ins/business/30/04/2017/590221ce9a79471f20d04c19
Объем переработки мусора всеми пятью электростанциями в Подмосковье и Татарстане составит 3,35 миллиона тонн в год. Как пояснил Шипелов, всего в стране образуется порядка 60 миллионов тонн твердых коммунальных отходов в год, и эта цифра постоянно растет.
"Мы считаем, что в городах-миллионниках, где постоянно население увеличивается, должна быть комплексная система 50 на 50: 50% отходов перерабатывается во что-то полезное, а 50% идут на производство электроэнергии. В России глобальная потребность в таких заводах по производству электроэнергии составляет около 30-40 предприятий", - привел оценку гендиректор "РТ-Инвеста".
https://ria.ru/20180822/1526998286.html
14.02.2019г.
Генеральный директор компании "РТ-Инвест" Андрей Шипелов рассказал в интервью ТАСС, будет ли компания выходить на IPO, когда могут быть построены мусоросжигательные заводы (МСЗ) в Сочи и Минводах и второй завод в Подмосковье и что даст компании соглашение с ВЭБ и Газпромбанком.
- Вы заявляли, что "РТ-Инвест" будет выпускать "зеленые" облигации для финансирования строительства мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане. Когда планируется эмиссия?
- Действительно мы это сделаем, начнем в 2019 году. Самое важное, что эти облигации "зеленые", по сути, первые отраслевые облигации. В инвестициях сможет поучаствовать достаточно большое количество инвесторов, и так начнет формироваться тот класс инвесторов, которые будут в будущем вкладывать кроме этих облигаций, может быть, прямые инвестиции в другие экологические проекты. То есть облигации - это способ повысить для инвесторов из других рынков привлекательность сектора экологических проектов.
- Какой объем "зеленых" облигаций вы планируете выпустить?
- На 30 - 40 млрд рублей.
- Выкупа по акции не будет. Весь капитал приходит в проект. Мы объявили на днях о вхождении Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) к нам в проект. Фонд стал инвестором как раз в собственные средства, получил акции. Вместе с РФПИ пришли очень крупные турецкие инвесторы - компания "Ренейссанс Констракшн". Это один из крупнейших строительных, индустриальных конгломератов мира. Только в России объем их контрактов - более $7 млрд.
- Каждый комплекс по переработке отходов - в среднем порядка 3 млрд рублей.
Вообще вся программа "РТ-Инвест" в области экологии оценивается в 185 млрд рублей. Самая крупная ее часть - это строительство пяти заводов по термической переработке отходов - 155 млрд рублей. Все остальные средства (30 млрд рублей) - это как раз комплексы по переработке отходов, извлечение вторичных материальных ресурсов, создание раздельного сбора мусора. Это один из основных наших показателей, к которому мы стремимся.
https://tass.ru/interviews/6117033
6.03.2019г. Правительство решило компенсировать «РТ-Инвесту» процентную ставку по кредитам ВЭБа на 50 млрд руб., привлеченным на строительство заводов термической переработки твердых коммунальных отходов в Московской области и Татарстане. Поручение разработать механизм предоставления такой субсидии дал вице-премьер Алексей Гордеев, курирующий мусорную реформу, следует из протокола февральского заседания проектного комитета по нацпроекту «Экология».
Представитель ВЭБа отказался раскрыть размер процентной ставки по кредитам «РТ-Инвесту».
Вложенные средства «РТ-Инвест» сможет вернуть через механизм, аналогичный договорам о предоставлении мощности, за счет гарантированных платежей энергорынка. В конце 2018 года компания рассматривала вариант размещения «зеленых облигаций» на 50 млрд руб. и просила у правительства госгарантий.
https://www.rbc.ru/business/06/03/2019/5c7e94469a7947f81fa0716c
Если зайти на сайт ВЭБа, то размер ставки кредитования для бизнеса начинается от 10%. Но скорее используется ставка на 4 процентных пункта выше ключевой ставе ЦБ РФ (7,75% в марте 2019 г.), до этого значения, проценты по таким кредитам (займам) считаются экономически обоснованными расходами и входят в нормативную прибыль регулируемой организации.
При привлечении заёмных – кредитных средств на 15 лет под 11%, переплата по кредиту уже составит 100% (если точнее 105%). Можно проверить на кредитном калькуляторе.
Как было отмечено выше, общее финансирование нацпроекта «Экология» составит 4 трлн. руб. на 2019 - 2024 годы, из них более 3 трлн. руб. - внебюджетные средства.
В рамках же Национального проекта «Экология», на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», предусмотрено финансирование на сумму 296 млрд.руб., из них внебюджетные средства привлекаются в размере 182 млрд.руб., из которых будут 2/3 заёмные – кредитные средства по 11% на 15 лет, то переплата по кредиту составит от 121 млрд.руб.
В дальнейшем переплата по кредитам, будет только расти, увеличившись в 10 раз, до триллиона рублей. По той причине, что объем финансирования мероприятий по реализации «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», экспертно оценивается в размере не менее 5 трлн. рублей.
Где, одними из дополнительных источников финансового обеспечения мероприятий по реализации данной Стратегии могут являться:
- средства международных финансовых институтов и иностранные инвестиции в реализацию перспективных инфраструктурных проектов;
- средства частных инвесторов и заемные средства кредитных организаций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Для информации, привожу выдержку рядя планируемых целевых показателей Стратегии:
Выплачивать переплату по кредиту бизнес переложит на конечных потребителей – граждан.
Возможно, некоторые скажут (особенно чиновники, утвердившие программу «Экология», требования к конкурсу по выбору Регионального оператора по обращению с ТКО), что использование бизнесом кредитов при строительстве считается вполне нормальным.
На что следует ответить, использование заёмных (кредитных) средств оправдано при производстве продукции, обеспечивающие в дальнейшем хорошую рентабельность, спрос на выпускаемую продукцию (в нашем случае электроэнергии). В остальных случаях нерентабельное производство, с экономической точки зрения, лучше строить на государственные деньги, чтобы оно не обременяло экономику страны. Да и, чтобы данное производство хоть на немного сделать всё же рентабельным, удешевив его себестоимость, что с использованием кредитных средств невозможно.
К примеру, в Германии, где видимо больше заботятся о конкурентно способности бизнеса своих товаропроизводителей, строительство мусоросжигательных заводов осуществляется из бюджетов.
В Германии. Плата за строительство и поддержание мусоросжигательных заводов изначально поступает из трех бюджетов - общефедерального, земельного и локального. Каждый завод стоит 200-300 млн евро. Так как возводить отдельные небольшие установки нецелесообразно, на территории ФРГ существует всего лишь 54 мусоросжигательных завода большой мощности. Местные администрации законодательно обязаны заключать контракты с предприятиями по вторичной утилизации или с мусоросжигательными заводами, которым они затем платят из своего бюджета из средств, собранных, по существу, с местных жителей. Подобная система функционирует благодаря строжайшему и последовательному финансовому контролю на предприятиях и в местных администрациях.
https://rg.ru/2018/06/14/skolko-zhiteli-raznyh-stran-platiat-za-pererabotku-othodov.html
Является ли строительство тех же мусоросжигательных заводов рентабельным при увеличении их себестоимости с 30 млрд.руб. до 50 млрд.руб из-за выплаты кредитов под 11% на 15 лет. (Заёмные средства составляют 2/3 от стоимости (30млрд.руб/3)*2=20млрд.руб., под 11% на 15 лет составит порядка 40 млрд.руб (по кредитному калькулятору) +10млрд.руб(государственные) = 50млрд.руб)
Электростанция от сжигания мусора (700 тыс.тонн) даёт 485 млн. кВт*ч в год. Чтобы вырабатываемая электроэнергия покупалась потребителями (бизнесом и населением), её необходимо продавать на оптовом рынке электроэнергии через электросети по цене 60% от конечной цены потребителям.
Если сейчас потребитель платит 4,50 руб за 1 кВт*ч, то продаваться электроэнергия на оптовый рынок должна за 2,70 руб (4,50*0,60=2,70)
За год электростанция сможет заработать 1,31 млрд.руб (485 млн.*2,70=1309,5млн.руб), от которой ещё стоило бы отнять затраты на фонд заработной платы сотрудникам станции, периодическую закупку фильтров, прочие производственные расходы, и без учёта получения планируемой прибыли. А также при условии, что за привозимые с мусоросортировочных предприятий отсортированные для сжигания отходы ТКО, используемые в качестве топлива для выработки энергии, не надо платить (её доставка полностью оплачивается из платы граждан и бизнеса за ввоз мусора ТКО).
Чтобы себестоимость мусоросжигательного завода в 50 млрд.руб (с учётом выплат по кредиту) окупилась, за счёт продажи электроэнергии, потребуется 38 лет (50 млрд.руб/1,31млрд.руб=38лет), только вот используемое оборудование не сможет так долго работать.
Чтобы себестоимость мусоросжигательного завода в 30 млрд.руб (без использования заёмных средств) окупилась, потребуется минимум 23 года (30млрд.руб/1,31млрд.руб=22,9лет), что уже ближе хоть к какой то рентабельности.
Очевидно, что не рентабельность мусоросжигательных заводов (связанных с использованием заёмных средств на их строительство) региональные операторы обращения с ТКО будут повышать за счёт увеличения тарифов для населения, или через Правительство, обяжут предприятия и организации покупать их электроэнергию по завышенным "зелёным" тарифам (по примеру Европы).
Иным образом повысить рентабельность мусоросжигательного завода будет непросто, особенно крупного (рассчитанного на переработку 500 - 700 тыс. тонн мусора), так как надо построить в непосредственной близости энергоёмкое производство, вероятно и не одно (что не так просто), чтобы напрямую, минуя оптовый рынок электроэнергии (электросетевые компании), уже продавать электроэнергию предприятиям за 80-90% от её конечной стоимости.
Ещё повысить рентабельность мусоросжигательного завода, можно было бы за счёт подачи горячей воды теплоцентраль городов. Вот только сейчас, граждане отказываются от центрального отопления, так как оно по тарифам ЖКХ, обходится дороже индивидуального газового отопления. Можно было бы построить рядом крупное (причём очень, очень крупное) тепличное хозяйство. Чтобы оно пользовалось горячей водой только в холодный период года. Но цена земли возле крупных мегаполисов (областных, краевых центров) дорогая, поэтому размещение теплиц в перспективе там маловероятно.
Что касается будущей себестоимости мусоросжигательных завод на отечественном оборудовании, изготовление которой планируется в «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», она врятли окажется значительно меньше, по той причине, что промышленность по её изготовлению, очевидно будет также построена с привлечением заёмных (кредитных) средств.
Подошли к рассмотрению второго недостатка мусорной реформы.
Правительство, чтобы поддержать прибыльность вложений инвесторов (тех же банков) в строительство мусоросжигательных заводов (здесь говорить о рентабельности мусоросжигательных заводов не уместно) заставляет бизнес использовать зелёный тариф при потреблении электроэнергии.
О данном тарифе говорили ещё 2017 году.
Возврат инвестиций будет происходить в течение 15 лет за счет потребителей оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). «Это оптимальный способ поддержки зеленого тарифа, так как любые альтернативные варианты создают высокую нагрузку на население. Нами же ставилась задача не допустить этого», - рассказал РБК вице-премьер российского правительства Александра Хлопонин, который курирует в том числе сферу природопользования. По его словам, зеленый тариф - это способ поддержки проектов в сфере энергетики, функционирующих на основе альтернативных источников энергии, в том числе отходов. «Как следствие - зеленый тариф выше традиционного, но зато позволяет решить задачу не только выработки энергии, но и переработки коммунальных отходов», - отметил в беседе с РБК вице-премьер.
В большинстве стран, которые используют зеленый тариф (экономический механизм, предназначенный для привлечения инвестиций в технологии использования возобновляемых источников энергии), тарифы на электроэнергию для населения значительно выше, чем в России. Следовательно, переход на европейскую модель функционирования заводов термической переработки ТКО, которая не предполагает плату за мощность, потребовал бы увеличения для населения тарифа за переработку ТКО в 5–6 раз, а на электроэнергию и тепло — в 2–3 раза.
«Договора присоединенной мощности обязательны для заключения для всех потребителей оптового рынка. Это такой вид барщины. Предприятиям эта электроэнергия не нужна, но их заставляют платить», — заявил РБК управляющий партнер «Агентства энергетического анализа» Алексей Преснов.
https://www.rbc.ru/ins/business/30/04/2017/590221ce9a79471f20d04c19
Все публикации в СМИ о предполагаемой получении прибыли Региональных операторов ТКО, размером в несколько десятков миллиардов рублей в год от строительства мусороперерабатывающих предприятиях, могут радовать, разве что только банкиров, правительство и самих Региональных операторов ТКО. Для народа и бизнеса это лишь может вызывать грусть и разочарование в действующей власти, в её желании стрясти с них деньги в пользу банков.
Поэтому мусорная реформа в нынешнем её варианте исполнения, нанесёт большой ущерб экономике и обществу, с перекладыванием его возмещения на отечественных товаропроизводителей и граждан, через косвенную уплату процентов по займам на строительство мусороперерабатывающих предприятий.
Впрочем, стоит ли удивляться, сейчас Россия живёт в эпоху банковского капитализма, в худшем его проявлении, поэтому действующее правительство предпочитает поддерживать коммерческие банки, а не отечественных товаропроизводителей, не говоря о народе. Впору позавидовать Китаю, с его государственным банком.
Далее. Обязательства отечественных товаропроизводителей, покупать для своего производства дорогую электроэнергию, приведёт повышению себестоимости выпускаемой ими продукции (товаров, продуктов и т.п.) или повышению стоимости оказываемых ими услуг. Что снизит конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с зарубежными товарами, даже на внутреннем российском рынке, так как у импортёров зарубежных товаров потребность в электроэнергии минимальна, необходима лишь для продажи этих товаров (продуктов) в торговых точках, причём совместно с российскими товарами.
Правительство, вводя зелёный тариф, ликвидирует одно из конкурентных преимуществ российской экономики – низкой стоимость энергоресурсов. Впрочем, частично преимущества российской экономики связанные с низкими энергозатратами производства, правительство снизило ещё раньше, по причине вступления России в ВТО.
Из-за высокой стоимость электроэнергии в стране, инвесторам станет невыгодно открывать производства в России, дешевле будет импортировать товары в Россию.
Третий недостаток нынешней мусорной реформы связан с высокими транспортными расходами, которые составляют 70% в тарифе за вывоз отходов ТКО.
По информации из СМИ:
4.03.2019 г. По данным Finexpertiza, средний тариф (среднее арифметическое минимального и максимального значений тарифов) составляет в России 562 руб. за 1 куб. м. Средние тарифы на вывоз отходов по стране отличаются в шесть-десять раз, подсчитали эксперты.
Максимальный тариф действует на Таймыре, в технологической зоне Березовского района Красноярского края - 2487,85 руб.
«Стоимость вывоза кубометра мусора в любом регионе на 70% зависит от размера транспортных расходов, еще 30% - это плата за хранение мусора, налоги и т.д. Тариф выше там, где большие пробеги авто, дорогое топливо, нет инфраструктуры, а также происходит быстрый износ мусоровозов», - сказал РБК исполнительный директор ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. По его словам, сейчас задача региональных операторов вместе с уполномоченными органами сокращать логистические затраты. Сравнивать Дагестан и Таймыр некорректно как минимум из-за разницы в климате и расстояний до полигонов, добавил он.
https://www.rbc.ru/business/04/03/2019/5c77fc5c9a7947c2c00420a7
Если включение в тариф платы за транспортировку мусора оправдана, то включение в тариф платы за хранение мусора (вероятно за так называемые "хвосты" для мусоросжигательных заводов, из отходов которых уже невозможно извлечь вторсырьё), с этим ни в коем случае соглашаться нельзя.
Стоит рассчитать наиболее ощутимые составляющие в тарифе за услугу по обращению с ТКО для населения, которые Региональные операторы ТКО вероятно включили в тариф. За одно проверить обоснованность цены тарифа для населения.
На реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», предусмотрено финансирование на сумму 296 млрд.руб., из них внебюджетные средства привлекаются в размере 182 млрд.руб., из которых вероятно 2/3 будут заёмные (кредитные) средства по 11% на 15 лет, из-за чего переплата по кредиту составит от 247 млрд.руб. (Заёмные средства составляют 2/3 от стоимости (182млрд.руб/3)*2=121млрд.руб., под 11% на 15 лет составит порядка 247 млрд.руб., по кредитному калькулятору)
С учётом того, что выплачивать переплату по кредиту бизнес переложит на конечных потребителей – граждан.
Тогда в среднем (по России) переплата по кредиту с одного человека выйдет 5 руб месяц, для семьи из 4-х человек выйдет 20 рублей в месяц. (247млрд.руб/145млн.граждан=1703,5руб/15лет=113,6руб/12мес.=9,5руб)
На первый взгляд сумма в 10 руб. с каждого человека в месяц маленькая, но за год со всех граждан России выйдет сумма в 16,5 млрд.руб. (9,5руб*145 млн.человек=1,37млрд.руб*12мес=16,5млрд.руб)
Суммы в 16,5 млрд.руб. достаточно для строительства одного среднего мусоросжигательного завода (на 70 тыс.тонн отходов в год который хотели построить в Бурятии) или 3х мусороперерабатывающих предприятий.
Всего же для возврата внебюджетных средств в размере 182 млрд.руб, на конечных потребителей дополнительно переложат расходы в размере 7 руб. в месяц (182млрд.руб/145млн.граждан=1255руб/15лет=83,7руб/12мес.=7руб)
К ней необходимо добавить получение запланированной прибыли Региональными операторами ТКО, в размере расчётной предпринимательской прибыли 5% (сверх инфляции, которая будет, скорее всего, компенсироваться ежегодным повышением тарифов на услуги по вывозу ТКО). Что увеличит ежемесячные плату на 5 руб
(182млрд.руб/100%*5%=9,1млрд.руб/145млн.граждан=62,8руб/12мес.=5,2руб)
Также добавить получение такой же запланированной прибыли (5%) по вложенным федеральным деньгам - 114 млрд.руб. (296млрд.руб -182млрд.руб=114млрд.руб). Которыми, через концессионные условия о государственно-частном партнёрстве будет управлять государственный интегратор региональных операторов по обращению с отходами. Что увеличит ежемесячные плату на 3 руб (114млрд.руб/100%*5%=5,7млрд.руб/145млн.граждан=39,3руб/12мес.=3,3руб)
Тогда общие расходы за реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», переложенные на каждого жителя составят 25 руб (9,5+7+5,2+3,3=25), для семьи из 4-х человек выйдет 100 рублей в месяц.
Сейчас Региональные операторы ТКО устанавливают тариф за услугу за вывоз отходов ТКО с населения, в среднем 100 - 150 руб. по России с человека.
14.12.2018 г. Тариф за вывоз мусора для населения должен вырасти в 1,5–2 раза, до 100–150 рублей. При этом большинство субъектов занижают плату, а это может привести к банкротству операторов ТКО в будущем и, соответственно, мусорному коллапсу в регионе
https://iz.ru/823000/svetlana-volokhina/musor-bestcennyi-tarify-na-vyvoz-tko-ustanovili-menshe-50-regionov
Вероятно, в тариф дополнительно входят затраты на фонд заработной платы сотрудников.
Если исходить из расчёта, что на 100 тыс. населения необходимо 20 сотрудников на мусоропереработке (сортировке) мусора, с начисляемой средней заработной платой в 40 тыс.руб (до вычета соц.взносов и НДФЛ). Тогда с каждого человека необходимо собрать им на заработную плату по 8 руб (20сотрудников*40 тыс.руб=800тыс.руб/100тыс.населения=8руб)
Общая численность рабочих задействованных в мусоропереработке в России, может составить 29 тыс.человек (145млн.человек/100тыс.=1450*20=29тыс.человек)
Но лучше в дальнейшем исходить из расчёта, что на 50 тыс. населения необходимо 20 сотрудников на мусоропереработке (сортировке) мусора, чтобы предварительную сортировку и очистку отходов ТКО производить в каждом районе, что в дальнейшем даёт сокращение транспортных расходов и более полное и оптимальное решение экологических проблем в каждом регионе.
Тогда с каждого человека необходимо собрать на заработную плату рабочим занимающихся сортировкой и переработкой отходов ТКО по 16 руб (20сотрудников*40 тыс.руб=800тыс.руб/50тыс.населения=16руб)
А общая численность рабочих задействованных в мусоропереработке (сортировке) в России, увеличится в 2 раза до 58 тыс.человек (145млн.человек/50тыс.=2900*20=58тыс.человек).
Как и появится возможность организовать мусоросортировочные пункты в каждом административном районе (где сейчас нет и не планируется строительство мусороперерабатывающего предприятия, мусоросжигательного завода). В России порядка 1877 административных района.
Стоит отметить, что 1/3 (36%) расходов на заработную плату в дальнейшем возвращается населению в качестве соц.взносов на пенсию, медицину, через НДФЛ в другие социальные сферы, в тоже образование (школы, детсады).
Осталось подсчитать транспортные расходы на перевозку отходов ТКО.
В России за год (за 12 мес) образуется приблизительно 70 млн.тонн отходов ТКО.
Сейчас средняя стоимость вывоза мусора 562 руб. за 1 куб. м., и максимальная 2500 руб. за 1 куб. м.
Если принять среднюю величину плотности мусора за 200 кг/м3 (1/5 тонны).
Тогда транспортировка мусора в тарифе на одного человека составит в среднем 113 руб., и максимум 502 руб. в месяц.
(70млн.тонн*5=350млн.куб.м*562руб=196700млн.руб/145млн.человек=1357руб/12мес=113руб)
(70млн.тонн*5=350млн.куб.м*2500руб=196700млн.руб/145млн.человек=6035руб/12мес=502руб)
На самом деле стоимость транспортировки мусора в перерасчёте на каждого гражданина должна выходить значительно меньше (как и возможно сделать её более дешевле). К тому же, где-то порядка 20% отходов образуется в разного рода учреждениях, офисах, магазинах, кафе и других общественных местах, за вывоз которых оплачивает бизнес и муниципалитет.
Поэтому лучше растёт вести отталкиваясь от приблизительной потребность в мусоровозах.
Если на 10 тыс. населения необходимо 1 мусоровоз на базе КАМАЗа ценой в 6 млн.руб (или 2 мусоровоза меньшей грузоподъёмностью на базе ГАЗ за 3 млн.руб)
При окупаемости за 10 лет, плата на его закупку с человека составит 5 руб в месяц
(6млн.руб/10тыс.населения=600руб/10лет=60 руб/12 мес=5руб)
Общее количество мусоровозов на Россию составит не менее 14500 единиц (145млн.человек/10тыс.человек=14500)
При 5-ти дневной рабочей недели (в месяце 21 рабочих день), проезда мусоровозом за день 400 км, максимальном расходе топлива 40 литров на 100 км, и стоимость топлива 45 рублей за литр (если на метане, будет дешевле). Заправка в месяц обойдётся на одного жителя в 15 руб (40литров*4=160литров*21день=3360литров*45руб=151200руб/10тыс.человек=15руб)
На каждый мусоровоз должен приходиться водитель, если исходить из расчёта 2 человека, расходы на зарплату, на одного жителя составят 8 руб. в месяц (2чел*40тыс.руб_зарплаты=80тыс.руб/10тыс.жителей=8руб)
Тогда транспортные расходы на одного жителя в месяц составят 28 руб (5+15+8=28руб).
Впрочем, к этим расходам стоит накинуть 2 руб., в качестве расходов на содержание мусоровозов (обслуживание, ремонт, замена резины, масла, фильтров и т.д.).
Итого выходит, транспортные расходы в тарифе на вывоз мусора составят 30 рубля.
Если сложить все выше приведённые расходы:
- на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» - 18 руб (где 5 рублей переплата за заёмные – кредитные средства);
- выплату заработной плату рабочим занимающихся сортировкой и переработкой отходов ТКО - 16 руб;
- транспортные расходы - 30 руб.
Размер расходов для населения в тарифе за вывоз (обращение) отходов ТКО составит 64 рубля (18+16+30=64руб)
Эти расходы в тарифе для населения стоило бы уменьшить, за счёт перевода расходов на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» на бизнес, включением их в ставку экологического сбора (как и отказа от привлечения заёмных средств на его реализацию).
А взамен расходов на реализацию федерального проекта, включить в тариф расходы на реализацию районных проектов по развитию малых перерабатывающих комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов ТКО в размере 10 руб. в месяц.
Для района с численностью 50 тыс. человек за год наберётся сумма в размере 6 млн.руб (50тыс.жителей*10руб=500 тыс. руб*12мес=6млн .руб)
Тогда итоговое значение расходов для населения в тарифе за вывоз (обращение) отходов ТКО составит 56 рубля (64-18+10=56руб), за счёт более грамотного подхода к реализации мусорной реформы.
Что в 2 раза меньше нынешнего тарифа в 100 - 150 рублей в среднем по России.
О необходимости реализации районных проектов по развитию малых перерабатывающих комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов ТКО, ещё будет подробно написано ниже. Так как прежде необходимо рассмотреть ещё недостатки реализуемой сейчас мусорной реформы.
Четвёртый недостаток мусорной реформы, связан с тем, что региональные операторы ТКО, могут включить в тарифы расходы на строительство мусороперерабатывающих предприятий (заводов и иной инфраструктуры), включив их в свою инвестиционную программу.
Так, в Постановлении Правительства РФ N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами",
19. При установлении тарифов применяются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации;
в) метод доходности инвестированного капитала.
При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат)
38. Нормативная прибыль включает в себя:
а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций;
б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа;
Из п. 11. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной на 4 процентных пункта.
Таким образом, Региональные операторы обращения ТКО, могут за счёт части денег граждан и бизнеса (при оплате ими тарифов), построить мусороперерабатывающие предприятие и владеть ими на праве собственности получая прибыль себе в карман. Впоследствии даже продать его (или долю в нём) которую они приобрели за счёт денег граждан и бизнеса.
Власть по-сути позволила в будущем появлению новых мусорных миллиардеров – региональных олигархов (или обогащению существующих, кто стал региональным оператором), за счёт изъятия ими денег граждан и бизнеса, включением данные расходы (инвестиционные программы) в тарифы.
Неудивительно, что это вызывает возмущение у граждан, когда за их счёт власть позволяет богатеть владельцам региональных операторов обращения ТКО.
Так из СМИ:
31.01.2019 г. Жители Урала обнаружили, что «профинансируют» строительство мусорного завода для частников.
Как рассказали Znak.com участники встречи, на нее пускали всех желающих. Большая часть вопросов касалась формирования тарифа, который для северной зоны, обслуживаемой ООО «Рифей», установлен на самом высоком уровне из-за инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочного завода. Жители нашли несправедливым то, что они платят за чужой завод, из которого частная компания будет извлекать прибыль.
"Хорошо, вы построили завод, мы туда вложили деньги. Нам какие-то акции будут предложены или что? Кому он будет принадлежать?"
https://www.znak.com/2019-01-31/zhiteli_urala_obnaruzhili_chto_profinansiruyut_stroitelstvo_musornogo_zavoda_dlya_chastnikov
Конечно, можно было бы потребовать от владельцев региональных операторов обращения ТКО, сначала построить за свои (или заёмные) деньги необходимую мусороперерабатывающую инфраструктуру. И только потом, после ввода в эксплуатацию мусороперерабатывающих предприятий, дать им право на деятельность по вывозу и утилизации мусора с населения и бизнеса. Правда тогда, тарифы на вывоз мусора были бы значительно выше из-за строительства на заёмные (кредитные) средства, доля которых тогда стала бы больше.
Поэтому, необходимо поступить следующим образом.
В первую очередь. Из уплаченных денег населением за услугу Регионального оператора ТКО, надо выделить часть из них, с зачислением на отдельные целевые счета государственного интегратора региональных операторов по обращению с отходами (госкомпанию): это расходы на закупку техники (мусоровозов), и расходы районные программы «по развитию компактных перерабатывающих комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов ТКО».
Для того чтобы, через концессионное соглашение о государственно-частном партнёрстве вкладывать данные уже «государственные» средства на закупку техники и оборудования, тем самым увеличивая государственную долю в уставном капитале регионального оператора.
При этом Региональному оператору предоставляется полное право в выборе закупаемой техники и оборудования отечественного производства, как и договариваться с производителями о их закупочной цене. Так как от их эффективной (безаварийной) работы будет зависеть будущая извлекаемая прибыль (от продажи вторсырья, электроэнергии, тепла), распределяемая с учётом долей владельцев в уставном капитале Региональном операторе ТКО.
И именно полученную свою долю прибыли по результатам экономической деятельности коммерческое лицо может вкладывать в свою инвестиционную программу (проект) по строительству мусороперерабатывающих предприятий (и никоим образом не за счёт части из тарифов за вывоз мусора для населения). А государственный интегратор региональных операторов по обращению с отходами (госкомпания), со своей стороны (от лица государства) вкладывать в их проекты.
Благодаря такому распределению на части взимаемых с населения денег (за услуги регионального оператора ТКО) удастся предотвратить несправедливого обогащения коммерческих лиц за счёт денег населения.
Далее. Дополнительно из оставшейся части с уплаченных денег населением за услугу Регионального оператора ТКО, надо ещё отдельно выделить часть, с зачислением на отдельный целевой счёт - расходы на фонд заработной платы рабочим (служащим). Чтобы руководство Регионального оператора ТКО, не пыталось выгадать себе прибыль за счёт экономии на зарплате рабочих, сокращении их численности, задержки зарплаты, как и компенсировать производственные затраты и тем более убытки от своего неэффективного управления предприятием.
Если более подробно рассмотреть возможности финансирования инвестиционных программ, подразумевающих строительство мусороперерабатывающих предприятий, то имеются доступные дополнительные финансовые инструменты исключающие заёмные (кредитные) средства.
Так вполне можно использовать для строительства мусороперерабатывающих предприятий средства Фонда национального благосостояния.
Бюджетный кодекс РФ. Статья 96.10. Фонд национального благосостояния
1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
После социально несправедливого повышения пенсионного возраста выхода на пенсию, потребность обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ, будет уменьшаться.
Следовательно вполне можно направить средства на реализацию Федерального проекта по созданию современной «Комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами» в России.
Благодаря чему не только улучшим экологию, снизим заболевания, но и уменьшим расходы пенсионеров (как и всех россиян) за переплату тарифа за вывоз мусора. Тем самым эффективно потратим деньги Фонда на улучшение благосостояния всей граждан.
Жаль, что у власти совсем другие планы на деньги Фонд национального благосостояния (ФНБ), вкладывать их через кредиты в банках для своего отечественного бизнеса и льготное финансирование по созданию производств российских компаний за рубежом.
20.09.2018г. Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) уже в следующем году может достичь отметки в 7% ВВП, начиная с которой правительство может направлять его средства на инвестиции. Вкладывать деньги правительство может как в России, так и за рубежом, заявил журналистам первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
Как сообщал «Интерфакс», министр экономического развития Максим Орешкин ранее направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором предложил варианты направления средств ФНБ после достижения 7% ВВП, среди которых: поддержка покупателей российской продукции через РЭЦ и ЭКСАР, льготное финансирование создания производств российских компаний за рубежом и льготное финансирование создания сервисных центров по обслуживанию российской продукции на рынках третьих стран. Путин, по информации агентства, с предложениями концептуально согласился.
Силуанов заявил, что правительство думает и о внутренних инвестициях средств ФНБ.
«В то же время если мы говорим о развитии внутренней инфраструктуры, если мы говорим о (...) создании дополнительного плеча для нацпроектов, то, конечно, нам необходимо развивать внутреннее кредитование. Поэтому не исключаю, что в рамках инвестирования средств ФНБ мы могли бы рассматривать определенный объем для финансирования наших институтов развития. У нас есть решение по РФПИ, возможность решения по Внешэкономбанку. То есть те деньги, которые мы сможем разместить в наши институты развития, приумножат тот объем ресурсов ФНБ, который будет в них вложен», - подчеркнул Силуанов.
https://www.rbc.ru/economics/20/09/2018/5ba3a7809a794710fb16a8ad
Есть ещё один вариант финансирования строительства мусороперерабатывающих предприятий, это увеличение экологического сбора.
Для информации. Размеры ставок указаны в Постановление Правительства РФ N 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров"
Кассовое исполнение доходов от уплаты экологического сбора в 2017 г. составило 1,3 млрд руб.
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/33179
По словам председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, за 2018 год план 2,4 млрд руб. по экологическому сбору был уже выполнен летом, ожидается существенное перевыполнение.
https://www.rbc.ru/business/12/10/2018/5bbf1ff49a7947f41673dfd2
Для экономики России, у которой высокая импортная зависимость - 2 трлн.руб НДС с импортных товаров, против 3х трлн.руб с товаров (работ и услуг), реализуемых на территории России.
К сведению, из опубликованных данных Росстата "Россия в цифрах 2018 год" (к сожалению сейчас Росстат престал публиковать данные отчёты)
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет РФ в 2017 году, составили:
всего - 31046,7 млр.руб.
из него:
НДФЛ – 3252,3 млр.руб.
Налог на прибыль организации - 3290,1 млр.руб.
НДС (налог на добавленную стоимость):
- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - 3070,2 млр.руб.
- на товары, ввозимые на территорию РФ - 2067,4 млр.руб.
Будет намного выгоднее повышать ставку экологического сбора, вместо использования «зелёного тарифа» при потреблении электроэнергии бизнесом. Так как в этом случае налог – экологический сбор, будет одинаковым на реализуемый товар, как для отечественного производителя, так и для импортёров зарубежных товаров.
Тем самым импортёры зарубежных товаров в равной степени с отечественными предприятиями оплатят строительство мусороперерабатывающих предприятий (мусоросжигательных заводов) в России.
Пятый недостаток мусорной реформы будет связан с желанием коммерческих мусороперерабатывающих предприятий (занимающихся сортировкой ТКО разделением их на фракции) продавать подороже отходы, относящиеся к категории вторсырья (макулатуру, пластик, стекло, лом цветных и чёрных металлов), предприятиям использующих их как вторсырьё при производстве своих товаров.
Если раньше товаропроизводители использующие вторсырьё, могли его практически за бесценок, скупить на мусорных свалка у "бомжей". То мусороперерабатывающие предприятия, которые станут региональными мусорными монополистами, предпочтут поднять отпускную цену на вторсырьё, чтобы как можно быстрее окупить понесённые затраты на строительство своего производства, компенсировать производственные затраты, получить больше прибыли, вплоть до желания избавиться от конкурентов в регионе, чтобы открыть своё производство товаров изготовленных из вторсырья.
Из-за чего в России станет малорентабельным бизнес по производству товаров из вторсырья.
Неудивительно и то, что сейчас, в тех регионах, где появились региональные операторы по обращению с ТКО, они не особо стремятся устанавливать площадки с контейнерами для раздельного сбора мусора.
Поэтому, необходимо избавится от монополии Региональных операторов ТКО (которую им предоставила действующая власть), за счёт передачи Коммунальным службам (Департаментам ЖКХ в регионах) прав и полномочий по обращению с отсортированными отходами, относящимися к вторсырью (макулатура, пластик, стекло, лом цветных и чёрных металлов), собранных раздельным образом в микрорайонах населённых пунктов (городов), по заключению договоров на их сдачу предприятиям использующих их как вторсырьё при производстве своих товаров.
Благодаря этому, удастся удерживать на низком уровне закупочные цены на вторсырьё для предприятий, поддерживать их рентабельность, конкурентоспособность выпускаемых отечественных товаров изготовленных из вторсырья.
Не меньше половины прибыли от сдачи, таким образом, вторсырья, должна переводится обратно муниципалитетам на материальное обеспечение школ, в качестве закупки спортивного инвентаря и других предметов для школьников. Тем самым стимулируя школьников и их родителей (родственников) к раздельной сдаче мусора (особенно вторсырья). Более подробно об этом в отдельной статье > > >
Шестой недостаток мусорной реформы является продолжением предыдущего недостатка, связан опять же с желанием стать основным монополистом в регионе по уже сжиганию отходов ТКО.
Для чего будут строятся только крупные мусоросжигательные заводы в небольшом количестве на всю Россию. Чтобы не только утилизировать (сжечь) отходы ТКО из мегаполисов (ряда крупных региональных центров) но и обязать свозить отходы ТКО (подготовленные "хвосты" ТКО) из окружающих регионов, с целью загрузки перерабатывающих мощностей мусоросжигательных заводов. Ну а то, что везти пусть даже отсортированные отходы ТКО (более плотно подготовленные "хвосты" весом 500-600 кг в 1 куб.м.) за более чем 100-200 километров (а то и больше), Региональных операторов не особо будет беспокоить, так как расходы на их доставку будут включены в тариф для населения.
Можно посчитать насколько оправдана доставка отходов на мусоросжигательный завод отсортированных отходов ТКО ("хвосты") проделавших в совокупности 2 маршрута: сначала на мусороперерабатывающий завод, где мусор сортируется на фракции, прессуется (до плотности 600 кг/м3 и более), хранится на полигоне в качестве упакованных "хвостов" (из которых уже невозможно извлечь вторсырьё), затем доставляется на мусоросжигательный завод.
Хотя в выше приведённые расчёты показали, что даже если отходы ТКО будут доставляются бесплатно на мусоросжигательный завод, вырабатываемого объёма электроэнергии все ровно не хватит, чтобы хотя бы за 20 лет (30 лет при использовании заёмных средств) окупить затраты на строительство данного завода.
Исходя из заявленной мощности мусоросжигательного завода по выработке электроэнергии 485 млн. кВт*ч в год, от сжигания 700 тыс.тонн отходов ТКО за год.
От сжигания 1 тонны отходов ТКО вырабатывается 693 кВт*ч (485млн.кВт*ч/700 тыс.тонн=693 кВт*ч).
От сжигания 1 куб.м. отходов ТКО вырабатывается меньше электроэнергии 416 кВт*ч. (693кВт.ч*0,6=416 кВт*ч.)
При продаже на оптовый рынок электроэнергии за 2,60 руб, с одного1 куб.м. отходов ТКО можно заработать 1082 руб (416кВт.ч*2,60руб=1082руб)
Средняя стоимость вывоза мусора составляет 562 руб. за 1 куб.м., максимальная 2500 руб. за 1 куб.м.
С учётом того что отходам ТКО из регионов приходится совершать два маршрута, стоимость доставки отходов ТКО на мусоросжигательный завод увеличится для "хвостов" в 2 раза, в среднем до 1124 руб (562рб*2=1124руб), и максимум до 5 тыс.руб. (Стоимость сортировки отходов ТКО на мусороперерабатывающих предприятиях не учитывал, так как она покрывается сдачей вторсырья.)
Становится очевидным факт высоких финансовых затрат на доставку отсортированных отходов ТКО - "хвостов", которые выльются в повышение тарифов для населения.
Данная проблема может быть эффективно решёна за счёт реализации районных проектов по развитию малых перерабатывающих комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов ТКО. Тем более, к этому подталкивает ещё ряд факторов и требований, в пользу решения большей части проблем с отходами ТКО именно на районном уровне.
Первое. За счёт меньшего объёма отходов ТКО, эффективнее происходит выделение части отходов относящихся к вторсырью (пластик - пластиковые бутылки, макулатура, стекло, резина – покрышки) и их предварительна очистка, сортировка на разные фракции и прессовка.
Второе. Предварительная сушка ТКО в ангарах, для снижения в них влаги, тем самым повышая энергоёмкость отходов ТКО в качестве топлива, для последующего сожжения с выработкой электроэнергии.
Третье. Компостирование пищевых отходов, в виду больших затрат (убыточности) дешевле производить на уровне района, а не везти куда либо ещё, для их переработки (того же компостирования).
Четвёртое. В любом городе (населённом пункте) запрещено сжигать мусор, включая убранную листву, траву, ветки. Их в любом случае необходимо вывозить на районный полигон. По фитосанитарным нормам, получаемый из них чернозём будет содержать семена сорных растений, как и вредные вещества, которые улавливались листвой в городе. Правильнее было бы вывезенную из населённого пункта листву, траву, ветки обезвредить термическим способом, в мусоросжигательной установке с улавливанием и обеззараживанием дымовых газов (вредных веществ, элементов). За одно сжигать кости (составляет 1 - 2 % в объёме ТКО), перья птиц, кожу, шерсть от животных.
Поэтому возникает необходимость в наличии компактной мусоросжигательной установки обеспечивающей необходимую современной фильтрацию выходного дыма, в каждом районе, чтобы не везти данный мусор за 100 км на мусоросжигательный завод.
Согласно исследованиям, проводимым при подготовке проекта «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», в европейских странах, где более развита система с обращением ТКО, доля утилизации отходов термическим образом (сжиганием) составляет 35 - 58 % от общей массы образовавшихся отходов ТКО.
В России с ещё неразвитой культурой обращения отходов, сжигать придется до 60 – 70 % отходов ТКО, за счёт дополнительного сжигания части пищевых отходов выброшенных в мусор в целлофановых пакетах.
Поэтому становится актуальным размещение компактной мусоросжигательной установки, рассчитанной на небольшой объём сжигания отходов ТКО, достаточной для переработки образуемого мусора в районе численностью 50 тыс. человек.
Малые размеры мусоросжигательной установки позволяют снизить её себестоимость, упростить эксплуатацию, а так же использовать в установке более совершенные технологии термической переработки ТКО с лучшими экологическими показателями (по снижению выбросов вредных веществ, дыма в атмосферу и уменьшению образования золы, шлака от сгораемых отходов).
Единственно, к сожалению, пока что подобные мусоросжигательные установки стоят дорого.
Пятое. При наличии мусоросжигательные установки вырабатывающей электроэнергию, появляется возможность переработки строительных отходов, как и снижение платы за их вывоз.
Взаимовыгодному размещению рядом объектом мусоросжигательной установки, предприятия по производству тротуарной плитки высокого качества (за счёт возможности их пропарки), с низкой себестоимостью благодаря дешёвой электроэнергии и сырья (правда придётся использовать серобетон для связывания мелкодисперсных частиц - пыли).
Шестое. Реализация сортировки и переработки мусора на местном (районном) уровне, помимо сокращая транспортных затрат, позволит уменьшить вредное воздействие мусоровозов на автотрассы федерального и регионального значения, не будет дополнительно загружать транспортное движение по ним, как и создавать для всех проезжающих водителей и пассажиров неприятные ощущения от зловония перевозимых разлагающихся пищевых отходов.
Собственно на этом можно закончить рассматривать наиболее значительные недостатки мусорной реформы, с некоторыми предложениями по их альтернативному решению, чтобы предоставить убедительные доводы того, что реализуемая сейчас мусорная реформа по пагубной схеме (похожей на аферу), наносит серьёзный ущерб экономике и обществу на миллиарды рублей, переплачивать за которую власть обязывает граждан и бизнес (товаропроизводителей).
Действующая власть в последние годы, часто стала забыла, что её избрание в первую очередь зависит от волеизъявления народа, а не бизнеса, банков (олигархов, чиновников).
Поэтому, налоговая нагрузка на граждан должна быть минимальная, основное налоговое бремя должно грамотным образом ложиться на бизнес (включая импортёров товаров).
Для чего необходимо внести социально-справедливые, экономически обоснованные изменения в мусорную реформу в интересах общества и экономики России.
Прежде всего в вопросе ставки тарифов за вывоз и утилизацию мусора (отходов ТКО) для граждан, она должна быть не больше 50% (или 60 руб) от установленных сейчас тарифов (в ценах 2019 г.), остальная часть тарифа должна покрываться за счёт уплаты бизнесом (товаропроизводителями, производителями упаковки, импортёрами товара), через установленные повышенные ставки экологического сбора для групп товаров, уплачиваемые ими.
То есть, граждане должны оплачивать только вывоз отходов ТКО на местные - районные мусоросортировочные пункты и их работу. А бизнес уплачивает, через ставки экологического сбора на товары, уже переработку и утилизацию отходов (ТКО) на мусороперерабатывающих предприятиях, мусоросжигательных заводах (их строительство и работу), включая транспортные расходы до указанных предприятий (от районных мусоросортировочных пунктов).
Это даёт ряд преимуществ для общества, экономики и экологии России, как и устраняет недостатки внедряемой сейчас системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Первое. За счёт включения в ставки экологического сбора для групп товаров, расходы на строительство всей мусороперерабатывающей инфраструктуры, удастся переложить часть расходов на импортёров зарубежных товаров, тем самым сохранить конкурентоспособность отечественных товаров.
Второе. Для населения станет более выгодным отдельная сдача отходов относящихся к категории вторсырья - бумага (мускулатура), стекло, пластик, металлолом, даже если их будут сдавать косвенным образом (бесплатно, но вся прибыль от сдачи зачисляется на счёт школы расположенной в микрорайоне, где находятся контейнеры с раздельным сбором мусора-вторсырья, более подробно в отдельной статье > > >).
К тому же, будет выбираться часть отходов (категории вторсырья) из мусора, брошенного (оставленного) гражданами в местах отдыха, на водоёмах, в парках, в лесу, где-либо ещё на окраине города. Сейчас же, к сожалению, подобный мусор валяется и некому не нужен (ни кто его не собирает для сдачи на вторсырьё).
Третье. Повысится качество продаваемых вещей (одежды, обуви), некоторых предметов обихода. Так как люди предпочтут покупать вещи с более длительным сроком носки, чтобы не переплачивать за одежду и обувь, которая носится один сезон.
Если люди станут меньше приобретать быстро изнашиваемые вещи, это впоследствии снизит объёмы выбрасываемого мусора - пришедших в негодность вещей. Которые, к тому же, относится к трудно перерабатываемым (сложно-разделимым) отходам, в основном отправляемым только на мусоросжигательные заводы.
Четвёртое. Товаропроизводители станут оптимизировать упаковку выпускаемого товара. Сейчас её специально делают большой, чтобы за счёт неё повысить привлекательность товара у покупателей, для продуктов увеличить их в объёме (при этом внутри снижая вес самого продукта). Это уменьшит объёмы мусора.
Пятое. Снижение тарифа услуги за вывоз мусора (отходов) для населения, будет более спокойно (нормально) восприниматься гражданами, даже если он будет взиматься с каждого прописанного в доме (квартире) человека, включая несовершеннолетних детей.
Как следствие, уменьшится количество неплатежей - задолженности граждан (владельцев жилья) за услугу по вывозу мусора (отходов ТКО).
По информации из СМИ:
15.04.2019 г. Операторы, занявшиеся утилизацией отходов по новой системе, на которую перешла Россия с 2019 г., испытывают сложности с получением платы за свою работу, говорится в черновике доклада министра природы Дмитрия Кобылкина для совещания у президента Владимира Путина, состоявшегося 11 апреля («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил человек, знакомый с текстом), – часть операторов может прекратить работу. Проблема низкой собираемости есть, согласился представитель Минприроды, но не стал комментировать выступление министра.
В среднем по стране собирают 50,3% платежей, сказано в бумаге. Остановить работу могут операторы Дагестана и Самарской области (собираемость 5%), Адыгеи (14%), Кабардино-Балкарии (15%), Пермского края (20%), Новосибирской области (23%), Алтайского (25%) и Красноярского (25%) края, Ульяновской области (30%).
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/14/799107-musornaya-reforma
В заключение, пара предложений по улучшению мусоропереработки в России.
Часть полученной прибыли должна частично направляться на развитие технологий изготовления экологической биоупаковки для продуктов, особенно жидких, продаваемых в пакетированных упаковках (молока, сметаны, майонеза, кетчупа, масла и т.д.), и экологических биопакетов для пищевых отходов, чтобы повысить эффективность компостирования пищевых отходов, с последующим внесением перегнившего компоста в почву, с целью повышение плодородия земель в нечернозёмных регионах России.
Что уменьшит объём используемой пластиковой тары (пакетов) под продукты, после которых, её невозможно переработать во вторсырьё из-за пищевых загрязнений (за исключением пластиковой тары под воду), также снизит объёмы отходов отправляемых на сортировочные полигоны и мусоросжигательные заводы, да и КПД от их сжигания низкий (из-за остатков пищевых продуктов).
Стоимость услуги по вывозу пищевых отходов для их органического компостирования, будет малой, так как полигоны для органического компостирования пищевых отходов, могут находиться недалеко от большинства даже малых населённых пунктов.
Далее. Необходимо предоставить налоговые льготы для мусороперерабатывающих предприятий. За счёт вычитания (уплаты) налога на недвижимое и движимое имущество организаций (стационарные источники и спецтехника, используемые в технологическом процессе, для сортировки, переработки и утилизации ТКО) и налога на землю с территории (где расположены данные стационарные источники), из уплаченного налога на прибыль организации.
На время строительства (модернизации) мусороперерабатывающих предприятий, когда предприятие не введено в эксплуатацию. Региональному оператору ТКО (владельцу мусороперерабатывающего предприятия) должна быть предоставлена налоговая отсрочка, по уплате налога с данного имущества, сроком от 1-го до 5-ти лет.
Благодаря этому, снизится налоговая нагрузка для мусороперерабатывающего бизнеса.
Кстати, данная налоговая льгота позволяет устранить существующее сейчас в России двойное налогообложение, поэтому её необходимо ввести для всех отечественных товаропроизводителей. Подробнее об этом, написано в отдельной статье > > >
Автор: Олег Бегов