Исключить в сфере госзакупок коррупционные схемы, кражи бюджетных средств.
Какие изменения необходимо внести в закон "О федеральной контрактной системе" (госзакупки).
Его полное название, Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд"
Под редактирована 25.05.2018 г.
Исключить в сфере государственных (муниципальных) закупок, коррупционную схему, кражи бюджетных средств подставной фирмой.
Основанной на том, что контракт на госзакупку (выполнение услуг) выигрывает участник, предложивший наименьшую цену за выполнение контракта. При этом, данный участник (подставная фирма), не обладает необходимыми материальными, трудовыми ресурсами.
Для чего, внести изменение Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", в часть 2 статьи 32 "Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки".
Установив, что заказчик не вправе отменять (не применять) предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ст.32) критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Дополнить, часть 5 статьи 32, абзацем:
Величина значимости критерия, указанного в пункте 4 части 1, не может быть меньше (но и не может быть больше на 20%) величины критерия, указанного в пункте 1 части 1.
Далее. Какие ещё изменения необходимо внести в закон "О федеральной контрактной системе" (госзакупки).
Много вопросов возникает по статье 9 (закона "О федеральной контрактной системе"). Принцип профессионализма заказчика. п.1. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Создаётся впечатление, что государственные чиновники (заказчики) настолько некомпетентны, что не могут подать заявку на закупку (заключение контракта) по своей деятельности, либо на этапе проекта закона, процедура оформления заявки уже чрезмерно забюрократизирована, что требует большого объёма вычислений и т.д..
Но скорее всего, чиновники-начальники просто пытаются спихнуть с себя ответственность за госзакупку, в частности закупку для чиновничих нужд товаров премиум класса, дорогой отделки своих кабинетов, покупки мебели люкс и т.п..
Вдобавок, чиновникам больше нравится проводить проверки, находить недостатки, нарушения, нежели за что-то отвечать.
Поэтому, во-первых, в законопроекте необходимо упростить процедуру оформления закупки (подачи заявки).
Во-вторых, в обязательном порядке закупку (заключение контракта) должна утверждаться начальником - чиновником, а также быть согласована с вышестоящим чиновником, которому подчиняется данное государственное (муниципальное) учреждения, организация.
И ответственность, за грубое оформление (нарушение) в заявке, которое могло бы привести к краже (или чрезмерному перерасходу) выделенных денег, должна в равной степени ложиться на всех.
Тогда, чиновники будут бояться, через госзакупки покупать дорогие предметы роскоши, пытаться красть часть денег с госзакупки.
К тому же, помимо общественного контроля в сфере госзакупок, появится вышестоящий должностной контроль чиновниками, с которыми необходимо согласовывать заявки на госзакупки.
Далее, в статье 104. (закона "О федеральной контрактной системе") п.1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Наверное, этого недостаточно. Так как это, всего лишь борьба с последствиями хищений бюджетных средств фирмами-однодневками (они все ровно после кражи денег перестанут существовать).
Необходимо внести дополнительные требования (к участникам процедур закупок) чтобы снизить возможность участвовать (регистрации) в госзакупках фирмам-однодневкам. И осуществление качественного отбора участников госзакупок.
Для этого, необходимо участникам процедур закупок предоставлять историю опыта (заверенной, подтверждённой налоговой), ряд других документов и отчётности, с целью определения уровня их деловой репутации.
При этом установить в законе, единую форму предоставления и ведения истории и оценки уровня деловой репутации (квалификации), для желающих участвовать и участников процедур гос закупок, хранящихся в едином реестре.
Уровень деловой репутации участника процедур госзакупок, должен зависеть от следующих показателей (характеристик) бизнеса:
- стабильность работы в течение длительного периода;
- отношение прибыли вложенной в развитие бизнеса, по отношению к выплатам по дивидендам акционерам, за все годы;
- рентабельность производства, рассчитываемой, как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции;
- соотношение количества руководства (управленческого менеджмента, начальников), к числу рабочего персонала (инженеров, специалистов, рабочих), а также соотношение распределяемой прибыли на заработную плату между руководством и рабочим персоналом;
- используется ли труд иностранных рабочих;
- используемая форма управления бизнесом (ООО, ИП, государственная, кооператив, семейный бизнес, частная и т.д.);
- регистрация бизнеса (Россия, страны БРИКС, оффшорная зона, другое государство);
- совокупный показатель деловой репутации акционеров (менеджмента) компании (фирмы), снижающийся от подозрительных акционеров (часть акционеров неизвестна, зарубежные акционеры, акционеры без опыта работы, акционеры которые ранее работали в разорившихся компаниях, фирмах и т.д.);
- а так же, возможны другие показатели.
При не соответствии квалификации (уровня деловой репутации) участник не регистрируется в гос.закупках, при недостаточности квалификации (уровня деловой репутации) ограничивается право участвовать в конкурсах на более дорогие контракты.
Также, каждый участник, в своём личном кабинете (на портале госзакупок), должен указывать перечень предоставляемых им услуг, производимых товаров.
Для того, чтобы при составлении заказчиком заявки госзакупки, программа автоматически производила рассылку заинтересованным участникам процедуры госзакупки – фирмам (компаниям), способным её осуществить.
Благодаря чему, обеспечится информационное обеспечение бизнеса (включая и семейного бизнеса), повысится конкуренция за госзакупку (контракт).
Для развития сотрудничества, бизнес-партнёрства между участниками госзакупок, на портале должна предоставляться справочная информация (желательно в виде таблиц), кто какие предоставляет услуги (товары), в каком регионе РФ.
Ещё. На портале госзакупок, обязательная должна быть справочная информация: рекомендации (образцы) как правильно производить ремонт помещений (зданий и т.д.).
Это необходимо, не только для экономии денег на ремонте, но и для обеспечения долговечности, энергосбережения, комфортности для людей.
Чтобы исполнители ремонтных работ, придерживались данных рекомендаций (требований), а заказчик мог контролировать качество работ.
К сведению, Госзаказ занимает почти 30% совокупного оборота национального рынка закупок, остальная доля приходится на закупки коммерческих организаций.
С 2012 по 2015 год (по информации с Портала госзакупок ), ежегодный объём в рублях, по заключённым контрактам, составлял около 5 - 6 триллионов рублей.
Правда, какова доля в госзаказах (госзакупках) приходится на отечественные товары неизвестно.
Источник: https://олег-бегов.рф/goszakupki.html