Изменение расчёта налога на недвижимость (жильё) физических лиц
Под редактирована 17.04.2017 г.
Налог на имущество (жильё, недвижимость) физических лиц - квартиры, комнаты, особняки, дачи, творческие мастерские, рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, приближенной к рыночной.
При определении налоговой базы, местная власть, теперь исходят из ставки в 0,1-0,5 %, установленной Налоговым кодексом, статьи 406, в отношении некоторых видов недвижимого имущества, которым владеют физические лица.
Согласно статье 407 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на недвижимое имущество физических лиц освобождены: пенсионеры, инвалиды 1и 2 групп, ряд других категории граждан, а также физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Цель введения властью, нового налога на имущество (жильё) граждан, определена, это, цитирую СМИ...
Обеспечение роста доходов муниципальных образований, которым достаются имущественные налоги. Весь мир, кстати, живет за их счет. Во Франции имущественные налоги формируют 51 % доходов местных бюджетов, в США - 71 %, в Великобритании, Ирландии и Австралии - муниципалитеты в полном объеме живут за счет имущественных налогов. В России до сих пор имущественные налоги в доходах местных бюджетов составляют не более 20 %. На 1 ноября 2013 года, по данным ФНС, сумма поступлений по налогу на имущество физических лиц составила всего 16,6 миллиарда рублей.
http://www.rg.ru/2015/01/01/nalog-site.html
То есть, власть, во введение налога на имущество от кадастровой стоимости квартиры (домовладения), видит пользу, только в решении проблемы наполнения местных бюджетов.
При этом не хочет обращать внимание на недостатки вводимого налога, и негативные последствия от него, для граждан и экономики России.
Это высокие финансовые затраты, связанные с периодической переоценкой и пересчетом кадастровой стоимости недвижимости всех граждан России, содержание большого штата сотрудников-оценщиков. Расходы на которые, власть, заложит в кадастровую стоимость жилья граждан.
Конечно, власть будет умалчивать, какой процент, составляют финансовые расходы на деятельность системы учёта и переоценки кадастровой стоимости недвижимого имущества (жилья) граждан, по отношению к сумме поступлений от данного налога. Потому что, тогда выяснится, что это самый дорогой налог, в плане его учёта и обеспечения.
Необходимо добавить сюда, расходы граждан на коррупционную составляющую оценщиков, желающих получить "вознаграждение за свою оценку", в интересах владельца жилья. (К примеру, за не учёт части параметров жилья, влияющих на повышение кадастровой стоимости жилья.)
Либо, расходы граждан на оспаривание в судах, назначенной кадастровой стоимости имущества, и на необходимую независимую экспертизу оценку кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Тем самым, создаются больше проблемы для граждан. Провоцируется социальная напряжённость в обществе. Увеличивается загруженность судов.
Масштаб проблемы, можно оценить по выдержкам из некоторых СМИ:
"В целом, превалируют факты превышения кадастровой стоимости над рыночной. А цены за экспертизу для оспаривания начинаются от 50 тысяч рублей" http://www.rg.ru/2015/10/27/kadastr.html
Далее. Ещё недостатки налога на имущество.
Из-за того что, кадастровая стоимость новостроек, всегда превышает кадастровую стоимость вторичного жилья (по причине учёта даты постройки жилья), молодым семьям, становится невыгодно брать ипотеку на покупку или строительство нового жилья (им, помимо выплаты по кредиту, ещё придётся платить повышенный налог на недвижимое имущество).
С целью уменьшения кадастровой стоимости, вновь возводимого жилья (новостройки) на этапе строительства, используются дешёвые строительные и отделочные материалы, из-за которых снижается энергоэфективность (теплоизоляция) жилья, повышается износ материалов, как следствие жильцам придётся переплачивать за отопление и раньше проводить ремонт дома.
Напрашивается вопрос? Почему, при одинаковой площади домовладения расположенных по соседству (или при одинаковых размерах квартир в соседних многоэтажных домах), их владельцы, должны уплачивать разные размеры налога в местный бюджет. Только лишь по той причине, что у одного домовладельца (владельца квартиры) недвижимое имущество оценено дороже (дом более новый, из более качественных строительных материалов).
Если провести аналгию с транспортным налогом. То там, законодатель, исходил из соображения брать больше денег с дорогих автомобилей, чтобы поддержать спрос граждан на отечественные автомобили, и снизить выбросы вредных газов СО2 в окружающую среду.
То, из каких соображений, законодатели решили обложить большим налогом новые дома (квартиры), сделанные из более качественных (даже энергосберегающих) строительных материалов. Возможно, только лишь из соображения, что покупающие их граждане (зачастую по ипотеке) имеют большие зарплаты, которые следует изъять, в виде налогов в бюджет.
Чтобы решить проблему существующих недостатков налога на недвижимое имущество (жильё) граждан и связанных с ним проблем.
Необходимо и достаточно, в определении размера налога учитывать только количественные физические характеристики недвижимого имущества (жилья) и установленная для них стоимость:
- площадь земельного участка, и стоимость земельного участка за сотку (или кв.метр), в этом районе муниципального образования (микрорайона);
- количество квадратных метров жилой площади (и хозяйственных построек для домовладения);
- количество льготных (не облагаемых налогом) квадратных метров жилой площади (и соток земли для домовладения), установленных федеральным законом, для некоторых категорий нетрудоспособных граждан;
- единый размер ставки налога за 1 кв.метр площади жилья (и за 1кв.метр хоз. построек) для микрорайона (муниципального образования), устанавливаемый местной властью.
И отказаться, от учёта индивидуальных качественных показателей жилья: строительных и отделочных материалов, из которых построено жильё, физический износ, устаревание.
Лучше принимать в расчёт, другие не менее важные качественные показатели, связанные с расположением облагаемого налогом жилья граждан, учитывающие обеспеченность, местных жителей, предоставляемыми городскими социальными благами (доступности больниц, дошкольных учреждений, школ, состояния уличных дорог, тротуаров, их освещённости в тёмное время, возможности посещения иных муниципальных объектов, мест отдыха и т.д.).
В зависимости от места проживания (центр города, окраина города, посёлок), количество, доступность и качество предоставляемых социальных благ может сильно различаться.
Следовательно, необходимо ввести понижающие коэффициенты по отдельным городским социальным благам, предоставляемым местным жителям, в следующих случаях:
- если за часто используемой социальной услугой приходится далеко ехать, либо она не доступна (к примеру, приходится отвозить ребёнка в расположенную далеко школу, для семьи нет возможности устроить ребёнка в детский садик);
- предоставляемые городские социальные блага, выполнение других вопросов местного значения для населения, низкого качества (к примеру, на улице по обе стороны, до полукилометра, разбито дорожное полотно или гравийная дорога, вместо асфальта, недостаточно освещена улица в тёмное время суток, не вывозится мусор в районе индивидуальных домовладений и т.д.).
Впрочем, местные власти могут дополнительно, сами, незначительно уменьшить коэффициент для владельцев домов, с целью заинтересовать жителей облагораживать придомовую территорию.
Так…, уменьшить коэффициент, для владельцев домовладений, кто поддерживает в правильном состоянии уличные газоны, примыкающие к его участку со всех сторон. Для того, чтобы дождевая и талая вода стекала с дороги на газоны, тем самым, предотвращая разбитие дорожного полотна машинами, в местах скопления воды (луж). Что позволит, значительно сэкономить деньги, из местного бюджета, на ремонт подведомственных дорог.
Ещё можно, установить дополнительно меньший коэффициент, для части частных домовладений, чей фасад домов – красивый (при условии, что он хорошо просматривается с улицы, через решётчатый забор). Своим видом (при большом количестве красивых домов), они, украшают улицу, а населённый пункт, делают привлекательным для граждан и туристов (приезжающих отдохнуть, посетить местные достопримечательности и тратить деньги).
Для этого, местным властям, придётся на своём сайте, предоставить жителям информацию (на карте города и в таблицах), установленные изменения местного налогообложения: - расчёт единицы стоимости налога на недвижимость за квадратный метр жилья; - какие понижающие коэффициенты учтены на отдельных участках улиц города (муниципального образования).
А также, установленный местной властью, размер ставки налога за 1 кв.метр площади жилья (и за 1кв.метр хоз. построек) для микрорайона (муниципального образования).
В итоге, это обеспечит, более простую (в плане меньших затрат на учёт и переоценку налога), и в тоже время справедливую и эффективную систему налогообложения недвижимого имущества (жилья) граждан России, в интересах владельцев квартир и домовладений. Заставит местную власть (местных чиновников) более эффективно работать, по обеспечению жителей, доступностью городских социальных благ.
По статистике, не менее 50% средств из местного бюджета уходит только на финансирование социальной сферы (организации предоставления общедоступного образования, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа). Помимо этого, надо ещё, органам местного самоуправления, финансово обеспечить, выполнение других вопросов местного значения, которых не мало (если почитать Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ ).
Все жители города (муниципального образования) пользуются (пользовались ранее, либо ещё воспользуются) некоторыми городскими социальными благами, финансируемыми полностью (или частично) из местного бюджета.
Поэтому, владельцы квартир, домовладений должны уплачивать налог на имущество (жильё, недвижимость), тем самым «застраховать» себя (и своих членов семьи) на получение городских социальных благ. Единственно, за вычетом льгот по налогу (необлагаемого вычета, в размере определённого количества квадратных метров) для некоторых категорий нетрудоспособных граждан. Которые, вследствие своего пожилого возраста, по медицинским показаниям (ограниченной возможности передвижения), не могут воспользоваться большинством городских социальных благ.
Чтобы налог на недвижимое имущество (жильё) не «лёг» дополнительной налоговой нагрузкой на работающих граждан имеющих собственное жильё, как и увеличение платы за съём жилья для работающих граждан арендующих жильё.
Необходимо вести налоговые льготы по налогу на жильё для работающих граждан. Дополнительно, это придаст налогу стимулирующие функции в поддержке официальной трудовой деятельности граждан (вывода её из тени).
Так за каждый год трудового стажа, гражданам предоставляется большая налоговая скидка (льгота) по оплате налога на жильё для владельцев жилья, и возврата части НДС с платы за съём жилья для граждан арендующих жильё, при условии их официальной трудовой деятельности за прошедший налоговый период (или только за отработанные месяцы в налоговом году, при неполной трудовой деятельности).
Для владельцев жилья налоговая скидка (льгота) по оплате налога на жильё, дополнительно увеличивается за счёт учёта трудового стажа ближайших родственников прописанных в доме (квартире).
Источник: https://олег-бегов.рф/zhilio.html